Рефераты. Шпора по философии






книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали

доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались

новые люди. Наука- познание законов и сил природы, появляющихся

повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут

учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом

чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко

трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац.

самостоятельности.

59. Философские идеи А. Новицкого!!! и В. Лесевича.

Лесевич - философ-позитивист. Филос. науки. Понятие возникает лишь как

приспособление представлений к особянностям мыслящего субъекта. Понятия в

действительности не имеют соотв. им явлений. Знания кот. в совок. явл.

предпос. создания понятий. Т. обр., вся пирамида чел. знания, начинаясь от

представлений и завершаясь филос., есть нечто целостное. Наше стремление

обобщить факты приводит к произвольным построениям, которым ничто в

действит. не соответствует. Отсюда и уверенность Л. в отсутствии

объективных законов. Ведь то, что мы наз. з-ном, есть следствие обработки

фактов и возникновения на их основе представлений. З-ны следуют из фактов и

представлений. Значит не может быть неизменных з-нов. Познание субъективно.

Оно зависит от индивида, от псих., эмоц. сост. субъекта в момент восприятия

и т.п. Поэтому мы не вправе утверждать, что мир именно таков, каким мы его

себе представляем; но представляя себе мир, мы можем представить его не

иначе, как таким. Не считал фил. отдельной наукой, от всех наук она

отличается только функцией объединения знаний.

60. Философские идеи cлавянофилол в Росси 19 века.

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.

общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь

исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –

Западники. С. интересовала славянская религия Православие,

противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга

для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Кириевский И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец",

когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность,

мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-

рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна

для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией.

Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения ,

миролюбивая политика.

Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата

матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего

разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная:

теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного

начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская

западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ.

в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом

всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит.

воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный

строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.

61.Философские идеи западников в Росси 19 в.

Западники представители политич. и идеалистич. философского течения рус.

общ. мысли 19 в. З-и: у Рос. нет особого пути развития, она должна идти по

пути истор. разв. стран Зап. Европы. Славянофилы - в противоположность им

З.: за отмену креп. права. В 50-60-ых годах Тургенев, Гончаров. Чаадаев

выступали против самодержавия, крепостничества. Стремятся познать историю

Р., не довольны отставанием Р. от Зап. Разрешает проблему физического и

духовного миров; они существуют параллельно, созданы Богом. Достижения зап.-

евр. цивилизации связывают с католицизмом, кот. объединил народы Зап. Евр.

Рав-во м-ду матер. и дух. явлениями. Признают атомную теорию. Материальная

природа - это постоянная работа атомов. Атомы воспроизводят мат. природу,

идеи - духовную. Пути познания физ. и дух. миров различны, т.к. физ. мир -

мир конечных вещей, а в дух. мире проявляется бесконечность и свобода. В

нравственном законе чел. полностью свободен. Любовь к Родине, свободная Р.,

отмена креп-ва. Герцен следуя Фейербаху становится последовательным

материалистом. Идея: тесной связи ф. с естествознанием. Принцип единства

бытия и мышления. Критикует агноцистизм: наше познание безгранично.

Чувственное познание - природный предшественник мысли; истиное знание -

союз опыта и обощения. Отказ от креп-ва мирным путем, но когда это

произошло встали проблемы: крестьяне не получили землю, выкупные платежи.

осознал необход. революции.

62. Философские идеи Н.Ф.Федорова и В.И. Вернадского.

Вернадский В.И. (1863-1945) - рус. учен., работавший на стыке геологических

и биологических наук и наук об атомах. Внес большой вклад в развитие

многообр. филос. и проблем естествознания. Труды В. обогатили научн.

мировоззрен. рядом диалектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в

становлен. совр. научн. картины мира. В центре его исследов. - многообр.

филос. и методологич пробл.: многообразие состояний материи, структура и

свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение

эмпирического и теоретического в научн. познан., строение науки и общие

закономерности ее развит., взаимодействие естествознан. и филос., этика

научн. творч-ва, закономерности перех. биосф. в ноосф.(ноосф. - новое

эволюц. сост. биосф., связанное с возникнов. и существ. в ней человеч. общ-

ва). Биосф. закономерно перех. в ноосф. поскольку познавая з-ны прир. и

развив. техн. челов. придает ей черты новой, более высокой

организованности. При этом человечество становится новой мощной силой,

сравнимой по своему воздействию на природу с геологич. процессами. В понят.

ноосф. подчеркив. необходимость разумной организации взаимодейст. общ-ва и

природы. Зарождаясь на планете, ноосф. имеет тенденц. к постоянному

расшир., превращ., т.о., в особый структурн. элемент космоса.

63.Религиозно-идеалистическая философия В.С. Соловьева и Н.А.Бердяева.

Магистерская диссертация "Кризис западной фил." Докторская диссертация

"Критика отвлеченных начал". Основное дело жизни - создание христианской

православной религии. Учение о всеединстве мира: - есть всеединое начало

всего сущего - бог. - это всеединое начало всей проявляемой

действительности. - духовная действительность не зависит от нашего

сознания. Дает определение философии - фил. познание есть заведомо действие

личного разума. Субъектом философии есть единичное "я" как познающее.

Гносиология. Истина заключается в том что она есть, т.е. что она не может

быть сведена к акту нашего ощущения, ни к акту мышления, она независима от

того ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее. Истина - абсолютная ценность, она в

единстве с богом. Истиное знание является результатом эмпирического,

рационального, мистического познания в их взаимосвязи.Учение о природе

чел.: в человеке существует 2 начала: производящее(то что создал сам

человек), произведенное(созданное богом). Бердяев был членом религиозно-

фил. об-ва памяти Соловьева. Считают одним из основоположников российского

религ. экзистенционализма. Существует вечная человечность в божестве и

божество в человеке. Суть человека исковеркана тем, что он отвернулся от

Бога, и один от другого. Не признавал философию объективной, общезначимой,

научной. Фил. - личное восприятие мира (как и у Соловьева). Философия -

раскрытие общего в конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в

бессмысленном состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида

свободы: один из них- свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)

Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика

искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет

бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья

одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.

65. Философское учение Ф. Ницше.

Немецкий философ. "По ту сторону добра и зла", "Сумерки кумиров (богов)".

Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Появляются идеи

об философском отражении действительности и изменении жизни посредством ис-

ва. Взял от Шопенгауэра: искать в философии не самоуспокоения, а истины:

для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему я

страдаю ? Религия отвлекает людей от этих вопросов. Не признает абсолютных

понятий о добре и зле. Мечта о "сверхчел." , он должен прийти на смену

нынешнему чел-ку и бытие его достижимо в земной жизни. Отсюда образы:

человек - это мост, канат над пропастью, что натянут между животным и

сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек, который поймет свое призвание и

справится с силами, которые он сам вызвал (у Ницше впервые появляется идея

о том, что современный человек не готов к тому, чтобы справится с силами,

которые он сам вызвал к жизни). Этика. Сверхчеловек лишен морали в

достижении своих целей. Он выше ее. У Ницше часто звучит мысль "Бог умер",

которой он освобождает людей от бога. Нигилизм: Ницше проповедует грядущий

апокалипсис. Исчез смысл жизни. Но жить ни во что не веря нельзя (старого

бога нет). Если нет веры - движение наугад. Свобода. Отсутствие закона не

равно наличию свободы. Свободный человек сознательно накладывает на себя

новые ограничения, желая жить, выжить, дать жизнь другим. Свободный человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.