~12-14 в. - христианство обрело новое дыхание. Развивается европейская
наука. По Аристотелю была построена школьная наука. Черты: слияние ф-и с
богословием. Вполне сложившаяся схоластика - 11-12 вв. Поиск рац. док-ва
того, что провозглашает вера. Истина находится в откровении, но цель
философии этого периада - изложить и д-ть и д-ть эту истину посредством
разума Х-но: - школа, набор учебных дисциплин Во второй полов. 12в в Париже
было открыто несколькко ун-ов, в кот. преподавали две гр-пы дисциплин:
триниум (грамматика, диалектика, риторика). квадриум (геометрия, астрон. ,
муз). Для схол. на первых план выдвиг. логика. Реализм (идеалистический).-
Ф.Аквинский, Альберт: универсалии(слово с опред. значением) реально сущ-ют
как общие понятия, а вещи - то, что только сущ-ет и облад. сущностью,
реально не сущ-ют - это слепки с общих понятий (идей). Сначала идея вещи
(понятие), потом вещь. Есть некоторая среда, где сущ-ют эти понятия.
Номинализм - считают, что что разрешение проблемы (есть понятия, кот. не
отвеч. вещи: чернота, краснота, прямота...) возможно при связи с конкр.
вещами. Реально только единичное (те вещи, кот. нас окружают). Общие
понятия - лишь знаки, копии единично сущ-щих вещей. Отрицание реальности
общих понятий (слабое место: общие понятия: чел-к, животное,... - они сущ-
ют).
31. Альберт Великий. Фома Аквинский
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ. (1193-1280) Нем. фил-ф, богослов, естествоиспытатель,
монах. Хорошее образ-е. Вступил в Доминиканский орден. Добился успехов
,чинов (кардинал). Много путешествовал. Преподава во многих- университетах.
Он владел всем знанием своего времени. Счит., что психол.,жизнь народа
завис. от геогр. услов. Опублик. 21 том неполн. собр. сочин. Излаг.
концепц. развит. челов. под влиян. 7 планет. Сущность и происхождение души.
Вводит понятия: растительн. душа (у растений, животн, челов.), животн. (у
животн., челов.) и разумн (у чел.). Разрабат. старую теологич. проблематику
взаимосвязи веры и разума. Считал,что истина постигается через откровение и
разум. Цель фил. в самом знании. Проблема "материя и форма" - говорит, что
материя нечто неопределенное,просто возможность для возникнов. определ.
вещей. Форма - нечто определенное - вещь. Материя без формы - некоторая
потенциальность, а вместе с формой - реальность. Ученик - Фома Аквинский.
Вместе с ним вел б-бу против передовых течений в схоластике, против
еретиков. Человек - микрокосм и может воздействовать на космос. Полагает,
что и религиозное, и научное знание имеют свои права. "Чел-к, кот. может
пожертвовать всем, может получить все". Пришел к выводу - форма и материя
могут развиваться только под воздействием некой силы - Бога. Фома Аквинский
- идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта. За мягкость х-
ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма теологии". "Сумма
против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже было накоплено.
Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как совместить веру и знание?
До какого уровня можно рационализировать теологию? Но познание не может
охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы, истины теологии - познаются
через откровения (через веру). Пришел к выводу, что и теология и реигия
имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание помогает понять замысел
творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих
положений: разум и вера. Единство материи и формы. Сущность и сущ-ние
совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы только сущ-ние.
Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому что: 1) В мире
должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание- единство
чувственного и рационального. Человек имеет право на познание. Родившийся
человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому - нравственный
мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма гос-ва -
монархия Монарх в царстве как душа в теле.
32,33. Философско-гуманистические идеи эпохи Возрождения
Эпоха возраждения - культ. период развит. зап. и центр. Европы 14-16вв.
Связана с переходом к капиталист. отношениям от феодальных В 16в. в Италии
были все предпосылки к появлению новых производственных отношений. Сев.
Италия оказалась в центре торговых и морских путей, серьезные открытия
связаны с повышением производительности труда. Новые открытия были связаны
не только с приращением знаний, но и с прерощением богатства. Подобн.
процессы х-ны и для др. г-в, но в меньшей степени. "Возрождение"- связано с
тем, что делается попытка возрадить идеалы античного мира. У гумманистов
эпохи Возр. единств. объект изуч. -Человек, его бытие, через призму
деятельного подхода. Рассматривается сфера изучения человека. Идет попытка
уравнить бога и Человека. Одна из главных проблем - проблема осмысления
души и тела: попытка сближения человека с богом. Встают на путь преодаления
созерцательного характера познания. Рассуждение о месте человека в мире
одним из первых представителей эпохи возрождения является Данте Алигьери -
впервые в ярко выраженном виде выражает интерес к человеку. Человек
детерменирован одновеременно и богом и природой, сам ответственен за свое
благо. Раннее Возр. предст. взглядами Петрарки, Плифона, Фечина. Петрарка
счит. отцом гумманизма. Идеи любви, взаимного уважения, красоты, челов.
достоинства. Зачатки диалект. и гумманист. идей:- использование богатейшего
наследия античности- сильная гум. черта - право на счастье- интерес к
переживанию собств. "я" (не как бож. провидения)- интерес к проблемам
морали. Эстет., научное и моральное совершенствование чел-ка- гос-во должно
быть основано на высокой морали- отвергают культ авторитета идея независ-ти
собств. мышления. Плифона Мир материален, но материя - это есть и потенция
и субстанция вещей. Бог в своих деяниях свободен лишь относительно. Бог
немыслим вне мира и наоборот. Бог и мир сущ-ют только в связи др. с др. Чел-
к божественен по своей природе, жаждет уподобиться Богу. Пример для
подражания - закономерно развивающийся космос.
34. Пантеизм Н.Кузанского, Дж. Бруно.
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род.
в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос.
- соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем -
скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные
представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о
том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить
бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и
наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи
всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о
бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к
веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к
натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и
божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание,
ущемить веру, показать возм-ти ч. разума. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под
Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его
путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не
рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она
беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,
в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все
формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой
происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа
явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б
вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и
время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о
сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.:
преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде -
частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту.
Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным
простым телом, находящимся во Вселен-ой.
35. Эмпирическая философия. Френсис Бекон Томас Гобс
Ново время. Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового
времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во
взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" -
сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя
(многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания -
способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал
против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта.
Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти,
воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их
предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и
опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму.
Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов:
- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он
изучает); - идол пещеры (ошибки, связанные с субьективным взглядом чел., с
его эмоциями); -идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением); -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11