Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии






суб ид

Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб

преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т

познан,

тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не

со-

держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии-

логич

анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на

соотв

их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс-

казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть.

Молекуляр

высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с

фил

построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм-

но

так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в

прин0

ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки

стрктура-

лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных.

Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит

тео-

рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в

целом,

научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки

не

верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн

от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч-

ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука

как

соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос-

тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка

ступень

научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис-

ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит

науки-

скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн

наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера)

и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед

прог-

рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда,

когда

ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов).

Фейерабент:

принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории,

несовместим

с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не

подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить

ее

от гос-ва, представить свои права.

Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л

предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него

ожидать,

эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават

процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"-

все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания,

нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что

полезно.

Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя

ощу-

щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по-

лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ

ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр

неуверенность),

он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия,

идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха.

Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме-

невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир

ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я

гу-

манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл

культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд

памятники

культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств

способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер:

проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог,

связ

Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом

се-

бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел

д

противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь

мир(язык.

Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в

диалоге.

Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а

каков

этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч

пони-

мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред-

рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог-

раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но

понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго-

вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор

возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать

жизнь,

нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори-

зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт-

ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык

не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в

общ-

ве-рез-т патологии языка.

Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв-

ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси-

хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка,

описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат,

сознат(инту-

иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу-

бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат-

го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть,

посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш

сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе

прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн

влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос,

"инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль-

тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я").

Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси-

хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от

др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах

в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор

между

культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим-

волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи-

основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда

проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе

кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн-

личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/

подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про-

явл в религ, мифах.

Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел

органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди

других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич-

ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост

страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности:

1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1)

услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж-

да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го,

все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва

Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз.

между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.

"ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы-

тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром.

Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!",

противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив

бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение

только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как

личность.

Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ-

нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост

попад

чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл

момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц:

Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не

на

сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как

личность,

выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел-

ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен

всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми,

от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр

условиях).

Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои

действия.

Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео-

том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность,

существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много-

образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает

как

объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин-

ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка,

в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не

облад

свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст-

ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво-

рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ,

чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн

гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ

конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о

смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как

связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей,

атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори-

ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во

не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ-

ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка.

Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва,

больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от

гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к

включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его

персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка-

контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности).

Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот

на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен-

ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат-

ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во).

Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз-

нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при-

вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.

Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг

и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд

жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство

этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не

опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят-

ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира.

Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран

идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух-

сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все-

ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.