суб ид
Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб
преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т
познан,
тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не
со-
держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии-
логич
анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на
соотв
их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс-
казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть.
Молекуляр
высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с
фил
построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм-
но
так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в
прин0
ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки
стрктура-
лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных.
Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит
тео-
рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в
целом,
научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки
не
верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн
от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч-
ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука
как
соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос-
тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка
ступень
научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис-
ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит
науки-
скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн
наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера)
и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед
прог-
рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда,
когда
ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов).
Фейерабент:
принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории,
несовместим
с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не
подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить
ее
от гос-ва, представить свои права.
Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л
предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него
ожидать,
эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават
процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"-
все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания,
нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что
полезно.
Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя
ощу-
щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по-
лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ
ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр
неуверенность),
он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия,
идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха.
Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме-
невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир
ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я
гу-
манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл
культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд
памятники
культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств
способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер:
проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог,
связ
Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом
се-
бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел
д
противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь
мир(язык.
Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в
диалоге.
Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а
каков
этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч
пони-
мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред-
рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог-
раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но
понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго-
вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор
возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать
жизнь,
нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори-
зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт-
ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык
не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в
общ-
ве-рез-т патологии языка.
Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв-
ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси-
хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка,
описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат,
сознат(инту-
иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу-
бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат-
го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть,
посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш
сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе
прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн
влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос,
"инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль-
тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я").
Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси-
хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от
др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах
в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор
между
культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим-
волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи-
основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда
проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе
кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн-
личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/
подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про-
явл в религ, мифах.
Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел
органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди
других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич-
ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост
страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности:
1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1)
услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж-
да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го,
все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва
Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз.
между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.
"ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы-
тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром.
Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!",
противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив
бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение
только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как
личность.
Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ-
нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост
попад
чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл
момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц:
Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не
на
сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как
личность,
выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел-
ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен
всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми,
от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр
условиях).
Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои
действия.
Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео-
том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность,
существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много-
образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает
объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин-
ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка,
в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не
облад
свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст-
ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво-
рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ,
чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн
гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ
конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о
смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как
связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей,
атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори-
ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во
не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ-
ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка.
Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва,
больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от
гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к
включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его
персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка-
контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности).
Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот
на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен-
ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат-
ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во).
Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз-
нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при-
вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.
Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг
и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд
жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство
этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не
опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят-
ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира.
Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран
идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух-
сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все-
ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7