Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии






Первоприч-Бог.

Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в

самом ра-

зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном

случае

жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин

положен,

не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в

опыте, ед метод

познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось

несомн знанием

(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.

Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность

познания вытек из

Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:

1)Ясность

Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по

порядк(прост(сложн)

4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.

Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о

матер-ти мира,

Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд

его с природой.

"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие,

вечна беск-на,

природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее

творении).

Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к

познает 2-протя-

женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-

природа(Бог), ее

св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст

нбх отличать

отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина,

сущ сама по

себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-

не атрибут

субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст

и един

вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок

модусов)

и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)).

Отсутств случ-

ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что

имеет

причину в др конечн вещах.

Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-

единиц

бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего

сущего, проста,

неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в

простр-ве,

вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник

сложн вещи

(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-

ти от степ

развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн),

мон-духи-

разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон-

совершенен,

Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с

больш(Вселен)

Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы,

постеп

развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не

могут

раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2

вида истины:

необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но

если бы люди

ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из

разума),

случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании.

З-н для истия-

з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.

Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не

наслед-ся, ед ист

знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг

чувств, в ра-

зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха,

зрения тд),

внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об

окруж

мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн

кач-вах(при-

надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой,

плотн,

число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн

вызывать

в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук

как идея исчеза-

ет(отступл от материализма.

Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно

только отд вещи

и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет,

не оттанется

ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен

восприним

отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то,

что можно

воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн

кач-ва

сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-

ва(тк идеи сущ в

душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не

животное

вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к

солипсизму

(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в

его сознании)

Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если

все S исчезнут,

Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт

ид(объект.

Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-

непознаваемы.

Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист

познания-опыт(сов

ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин

рассуждать о впечат-ях,

идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как

копии впечатл

вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во

врем и простр, 3)

причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не

следует, что 1-при-

чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет

привычку(при появл одного

нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей.

Задача знаний-рук-во

для практики.

Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма.

Материя-то, что

вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-

движ-е. Гольбах:

"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к

разл формам

движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ

от самой себя,

природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь

материи и движ-

элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-

к машина, но

может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва

материи(тяжесть, фи-

гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-

вий-нбх-ть, не

случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-

ть(никакой свободы быть

не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер

тел на орг чувств.

Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть

мышл-процесс

сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-

ка не только

чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь

наших идей и по-

нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к

пассивен. Учен об общ-ве:

первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-

собств интерес чел-ка-

основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов

частн выгоду с

общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от

общ мнения(

мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха.

Свободомыслие,

воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире

нет ничего кро-

ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д

это уничтожить.

Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в

природе, про-

исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их

возникн, за-

медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел,

первопричина-

Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в

себе-пред-

меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают

знания об

объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до

опыта, нах-ся

в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в

опыте(

время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы

чувствен-

ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе.

1)Чувств позн- спо-ть

упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-

продукт дея-

ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем

подведения сужд

под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-

ть, отриц,

огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд

"трансцед"

идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о

мире), 3)Теолог

(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс

непознанными(

разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога:

1)Онтологич(Бог

S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж

и не

опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога

побужд

чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как

цель

(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн

императив

(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к

миру

вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-

кат

имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.