Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии






таны разумом, единство чувств и рацион познания, единство и борьба

противопол, стихийная диалектика.

Элеаты: Ксенофан-первоначало-земля, жизнь зародилась в воде, по ме-

ре отступления воды, развив земле. Бог-абс, вечный и бесконечн космос,

не конкр-чувств образ. Мир воплощ св-в Бога. Т познания-рационализм,

отриц чувств познание, познать мир можно мыслью. Парменид:ничто

не меняется. Бытие не возникло и никогда не погибнет, имеет времен

природу, оно единственно и цело, не имеет частей, оно совершенно и

неподвижно. Бытие охватыв-ся мыслью. Небытие-нет( нельзя призна-

вать одноврем бытие и небытие. Истина доступна только размышлению.

Разум м достигнуть истины. Истина и мнение(чувств). Родоначальники

рацион-ма. Зенон:субъект диалектика, спор, сущ лишь то, что можно

логич доказать. 40 апорий(неразрушим затруднен). "Пшеничн зерно",

"Стрела", "Ахиллес и черепаха".

Эмпедокл: сторонник демократии, природа("корни бытия")-неизменна,

а то, что она порождает-изменяется. Мир сост из 4 элементов, кот соеди-

няются. 2 силы: Любовь(соединяет), Вражда(рахъединяет) (мир единый.

Происхожд космоса:1-сущ 4 корней в форме частиц-стадия любви. 2-

вражда, любовь уходит, частицы соед-ся. 3-любовь(соед корни в целое),

вражда разделяет их на: Земля, море, солнце., любовь(живая природа.

Эволюция чел-ка, чередование Л и В-судьба. Познание: родство чел-ка

и космоса, посредством ощущения, знание-в рез-те познания природы.

Подобное познается подобным, мышлен нах-ся в сердце.

Анаксагор:Мир сост из гомеометрий("семена вещей"), делимы,

Многообразие матер сущностей, м колич-но возрастать, разъед-ся, соедин-

ся. В каждой вещи есть часть другой вещи, в теплом есть холодное. Нбх

сила кот приводила бы гомеометрии в движение-Нус(ум), осущ процесс

соед и разъед, как центр мира. Основа познания-ощущения, но они не

дают истины, познание только рациональное.

Демокрит: битие, небытие. Сущ тела и пространство(пустота) (бытие

множественно. Космос:тела+пустота. Пуст сущ и внутри тела(отд атомы),

вместилище вещей. Атом неделим, их много, различ по форме, по порядку

располож, нах в вечном движении, 3 формы:1)хаотичн, 2)вихревой поток(

мироздание, 3)испарение предметов космоса(запахи). Св-ва вещей-форма

атомов. Все имеет причину, все возникает на каком-то основании. Гл цель

познания-обнаружение подлинных причин. Процесс позн:чувств и рассу-

дочн сторона, идет от чувств к разуму. Чув позн-рез-т воздейств атомов.

Зрительн образ(отлетание микроскоп копий вещей). Далее разум. Жизнь

чел-ка-удовл телесн потр, нбх развив свой потенциал. Демократия поддер

гражданами посредством з-нов, придержив з-нов.

Сократ:душа чел-ка-"Я познающее", метод субъект диалектики(цель-устан

истину), ист-объект, независ от мнения людей, в процессе диалога, уточн

содерж понятий. Знание носит устойчив хар-р. М субъект диал(майевтика),

истина рождается в беседе. Метод индукц(общ из частн). Агностик(мир поз-

нать невозможно), суть познания-душа чел-ка. Чел-к с пом души д управлять

своими страстями.

Платон: конц объект идеализма(мир идей первичен по отнош к миру вещей),

сущ сверхчувств мир(идеальн целостность, постиг только умом)-"идеи в себе

и для себя". Мир идей вечен(не порожден), неизменен. Матер бытие созд

Творцом(разум, творц ум). Идея-форма, гармонич образ, воплощ в вещах,

матер мир созд из мира хаоса, противопол идеям. Космос порожден(есть душа,

можно трогать), как живое сущ-во(Демиург и космос едины). Дем творит кос-

мос(чел(М(Ж) (жив-ных. Космос-шар(центр-наша планета, вокруг нее-др

планеты, звезды(приводим в движен душами). Душа чел-ка бессмертна. Т позн:

чел имеет врожд идеи, "припоминая" кот он открыв д/себя мир, прежде чем

познать вещь, нбх знать смысл вещи(умом созерцать идеи). Стимул к знанию-

любовь(к красив телу, с целью породить др тело; к душе(жажда науки, иск-

ва);

любовь к знанию(к миру идей-платонич)). Знание-не ощущ, не правильн мнение

(тк истина соотносится с ложью, а ложь-небытие(мы не знаем что такое ложь(

не знаем что такое истина).Познание-процесс созерцания душой высших сущ-

ностей. 2 этапа: 1-познан чистой душой(до рожд чел-ка она все видела), 2-

душа

+телесн орг чувств. В процессе развит чел-ка душа вспоминает знания, опыт-

толчок, нбх напрямую орбращ к душе,через речь, беседу. Развил диал Сокр(

индук, ирон, майевт). Знание –рез-т рассужд-я(Т, (Т) Не подменять одно

понятие

другим, уметь различатать их. Чел-к:единство души и тела. Основа-

душа(бессмер,

возвращ много раз), тело-порожд непрятности жизни. Нравств-ть-дост-во души,

через знание. Душа-колесница: 1конь(мир идей, 2(к зумле, разму уравновешив.

3 катег души: разум(мудрецы, философ-упр Г), страсть(воля)(воины),

вожделение

крест, торг, ремесл) (идеальн гос-во(монарх, арист, демокр), когда власти

выраж

личн интерес(тиран, олиг, демаг.

Аристот(воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом

ощущ.

Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет

бытия,

пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет

дело с

вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей,

сумма

св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее

вещи,

"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается

орг

чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма

тела,

дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида

души:1-

растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает,

думает). Теор

познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не

матер.

Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум,

доказывает

логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость,

основатель

формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш

уро-

вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие-

диалект,

Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич

животиное,

стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья

гражд

(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва:

правильн

(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен

демокр+

личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц

нравств-ти,

в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет-

ым(справедл-то,

что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).

Эпикур:этика. Развив атомист Демокр(ат движ один во всех направл), Эп-ат

падают

равноудал вниз в пустоте под тяжест своего веса, м отклон в силу случайн-ти

и нбх-ти,

(самодвиж, случ отклон атомов, отриц фатализм Демокр. Т

познан:сенсуалист(ощущ-

истинны, адекватны действ-ти, основа познания, критерий истины(чув

удовольств,

страдан). Этика:"удовольств-е", счастье чел-ка в получ удов-я, удовл телесн

потр нбх

для душевн спок-вия. Смысл удов-я-наслажд духа(лит-ра, иск-во), нбх

избавляться от

зла(оно приносит страдан), достиг удов-я, мы избавл от пережив-ний.

Страдание-страх.

Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания(чел-к не

переживает

Смерть. Страдан вызыв и чел-к: "Проживи незаметно", "Скрывайся и таись".

Смысл

жизни-освоб от власти природн з-нов, кот порожд страхи(обрести свободу.

Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Этика. Филос-я(яйцо): этика(желток),

физика(бе-

лок), логика(скорлупа). Гилозоисты(природа-живая). Материя творима Богом.

Бытие-тело,

бестелесн(время, место и т д). Все предопределено навеки, можно предвидеть

будущее.

Этика: чел-к будет счастлив, если будет жить ближе к природе, если

ограничится малым

и живет на основе разумности, природа ведет к добродетели. 4 вида:

благоразумие, уме-

ренность, мужество, справедливость. Пороки:неразумие, необузданность,

трусость, неспра-

ведливость. Критерий оценки: инстинкт самосохран, ценно то, что этому соотв-

ет, все ост-

безразл-но, тк противор природе. Идея долга чел-ка: морально соверш-го

может достичь

мудрец, те поступки, кот проверены Богом. Люди: мудрецы(разум),

глупцы(желание,

инстинкт). Средняя стоя(Понеций, Посидоний)-3 положит страсти: радость,

воля, осторож-

ность, 4 отриц: вожделен, наслажд, страх, скорбь, от них нбх избавляться

путем выработки

апатии. Счастье чел-ка достиж апатии. Поздняя стоя: свобода чел-ка.

Свобода(Сен)_подчин

разумной нбх-ти, самоуб-во –ср-во приобщ к свободе, нбх сбросить тело. Цель

философ-

утешение чел-ка во всех его несчастьях. Совесть-внутренний суд. В голом

виде все равны.

Раб только телесно принадл господину, его дух-сам себе господин.

Быстротечность жизни

(время ускользает), бережливость, самоогранич. Марк Ав: жизнь чел-ка-жизнь

мухи(мгновен),

чел подчин Богу(ничего не может изменить. Мир-целое, чел-к-его честь.

Моральн цели

чел-ка-благочестие, простота, любить ближнего(долг чел-ка). Близость к

христ-ву.

Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Прокл-из учен Платона. Учен о бытии: 1)

бытие облад

иерархичн, 2)исток всего существ-дух начало. 3)основа бытия-по принц

триады: Единое, Ум,

Душа. Все связаны принц эманации-истечен творч энергии. Единое(Бог)-

сверхбытие, порожд

все, беск-но. Ум-истекающ от Единого акт-ть, наполняет себя Единым, возвращ

к себе. Единое-

потенциал вещей, Ум-идеальн их реализац. Единое, став Умом(форма, мышл),

станов Душой

(вносит движ в материю). Космос созд в рез-те действия дух начала на

материю. Борьба между

Умом и материей. Свет-образ Ума, тьма-образ Материи. Единое-свет, матер-

тьма. Познание:

типы познав деят-ти: матер мир познается по логике Арист, Единое

созерцается в процессе

полн очищ-экстаза. Конец античн филос.

Средневек: теоцентричн: 1-идея творения, 2-идея откровения, (роли церкви.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.