Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии






заповедь.

Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.

Чел не

д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.

Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.

Суб

идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-

окруж

мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-

теоретич

(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-

Я-про-

дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.

Интеллект со-

зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич

разум

подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов

созн-

Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.

3)Свобода

(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,

Юм,

Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир

(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но

есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:

Кант-

опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв

зна-

ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).

Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге

геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,

пытался

раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к

диалектич

мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки

единства

чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-

ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-

царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение

общих,

диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и

борьбы

противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе

истории,

з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт

ее

развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр

тел

нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на

опыте.

Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима

без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.

Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал

и

мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт

чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал

отраж

объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-

диал

процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина

непости-

жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это

воз-но.

Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы

отличить

истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-

ти.

Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время

она

субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв

знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире

вообще?

Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,

кот

приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит

истин,

этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании

содержится

момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-

прак-

тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой

м

претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.

Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним

ист.

Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв

отнош-

идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда),

самоот-

чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-

произ-

водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина,

беда-

госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-

ка:

чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс

опред из

жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив

ми-

ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя

про-

явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он

живет.

Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ

силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр

сил

(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше,

чем

разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.

Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-

откуда,

куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не

смотрел

на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р

лидера. З-ны

истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-

они

естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить

фазу

своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и

надстрой-

ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.

Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик

рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о

роли

личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории,

"тол-

па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс

наука. Отд

личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ

направл.

Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва-

развит

произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ-

ти дея-

телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть.

Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После

пораж

рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в

естествозн,

ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи.

Ленин-

исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и

формы

матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект

реальность,

сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли

объект истина

(незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс-

но, или толь-

ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике.

Практи-

ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект

единство абс

и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в

кот

отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн,

классич

воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от

сознан

чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм.

Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от

рели-

гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист

античнос-

ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из

атомов,

изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты,

взаимн связь

жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в

корпуск.

Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани

между

ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей.

Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета

крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"-

зав-ть

дух жизни чел от тела, смерть тела(смерть души. Чел-верхн ступень эволюции,

творч

хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во,

кот бес-

смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств

опыту,

мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в

жизни-

стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти,

чел-к

обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно.

Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но

отриц-

разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во

исходит от

Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может

исполнить

свое предназнач, нбх принять нек релин истины как априорн. Основа фил-фии-

пер-

вичн факты, кот не мб доказаны, явл предметов веры, вера дб в ф-фии.

Онтология:

основа мира-великоеВСЕ, объект-но, не зав от чел, сущ в формах физич и дух

мира.

все многообраз мира едино, подчин всеобщ з-нам. Физич мир соотв ньютон идеи

"изнач толчка". Чаад опир на античн атомизм. Гносеолог: познающ разум

подчин

з-нам мира, инструм познан-рассужд, интуиция, использ это чел подчин з-ну и

познан приходит на высоч ступень, с пом познан природы, чел м предвидеть

явл-я.

Познан дух мира вытек из позн матер мира, но ср-ва познан разные. Движ чел

духа-

отражен действ Бога на мир(его з-ны непознаваемы такими ср-вами.

Антрополог:

(конц родов сущн-ти)чел-к не инд-ть, тк наша духовн-ть унаследована, мысль

чел-ка-

мысль рода чел-го, общение с людьми, челов культ, сущность чел реализ в

сообщ-ве

с конкр людьми в рамках нац культуры, ( к нации, патриотизм-норм сущ-е чел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.