Рефераты. Шпаргалки по философии. История философии






Теоцентризм-

Ист-к и причина всего сущего –бог, креационизм-Бог из ничего сотворил живую

и нежив прир.

Провиденциализм-всеми мир событиями управл божеств провидение

Патристика:совок теолого-филос взглядов "отцов церкви" 3 этапа:

апологетика(оформл христ-

ва)-2-3 вв, клас патр-фиос принц-4-5, заключ пер(стабил христ догмат)-6-8.

Тертуллиан, Ориген.

Терт-чем божественнее истины, тем фантастичны и верны. Знание несовм с

христ-ом, фил

разум-ист-к ереси, вера приводит к истине. Сближ с эллинизмом, нематер

Бога. Ориген-Бог

творит пост-но, духи, твор добро попад в мир ангелов, др-падают вних,

станов раст, жив, чел.

Пл-бессм душа, но отверг пересел душ, отс возм спасен путем возвращ к Богу,

+нов выбор

(творить добро или зло), так до беск-ти. Август Блаж(Исповедь, О граде

Божьем) под влиян

манихейства(2 начала-свет(божеств, дух), тьма(дьяв, матер), они вечны и

неистреб, чел б

пребывать в строжайшем аскетизме. Авг: высш цель чел-ка-любовь к Богу, полн

за-ть от Бога.

Град земн(любовь к себе, мир зла), град Божий(люб к Богу, мир добра). Вся

истор чел-ва-борьба

2 градов. Церк-предста гр Бож на Земле. Вечность, время: Бог предшеств

изменч миру, "раньше"

небыло, время сотворено тогда, когда сотвор мир. Бог вечен, вне времени,

нет будущ, прошл, наст,

есть наст прошедш(память), н наст(созерц), н буд(ожидание). Т позн: мир,

созд богом, полон

непостиж уму чел-ка чудес, истина выше разума, сущ дост знания, абс ист-

позн через откровение.

Заключ пер: Библ, Свящ писан, образ-е-придаток церкви. Боэций:итог ант

филос, перевод "Об

утешении философией"(связь с Платоном), Эриугена: разум выше веры, развив

диалект(логика),

сторон Плат, неоплатон.

Схоластика:ср-вами человеч разума пытаются обосновать принятые на веру идеи

и формулы.

1 этап-Эриугена, Абеляр, Росцелин-11-12 вв, 2-классич Альберт Велик, Ф Акв-

12-13, 3-Дунс Скот,

Оккам(разум=вера), логика, диалект, копание в мелочах, дискусс.

Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?

Реализм: подилин

реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон

Платона(Кентерберийский)-крайн реализм

(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против,

тк Бог оказ на одной

ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим,

общее-форма единичн

общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после

вещей(понятия в чел

разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена,

бознач вещи, сущ

в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во

взгл Гоббса, Лок, Юма

Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит

церкви. "Сумма

против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д

примириться с научн успех,

Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)-

опир на опыт, разум,

религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и

разум дают истины,

не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож

теологии нужд-ся в фил

обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога,

а не от наук, и может

прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку

нбх вера, тк чел ум огра-

ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты

уму, но не м б им до-

казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум,

науку. Сущ Бога можно до-

казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет

причиной движ нечто иное,

не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою

приичну, эти причины имеют

свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг

нас необх/случайн, случ-ть-

недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.

4) вещи облад разн степ

красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.

(Превосх-во веры над знанием.

Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад

только Бог, сотворил "из ни-

чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в

ед-ве с материей(сущ-

ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ

в вещах- 4 уровня бытия:

1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма

формир тело изнутри, при-

чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).

Душа созд Богом для

конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш

телом. Этика: подгот к вечной

жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла

чел сам несет отв-ть. Вечное

право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в

естеств праве(люди должны по-

читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)

Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,

Бог-бытие-воз-ть,

абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс

минимум(единство

противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и

сотворенный). Проти-

вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц

эманации(божеств начало-неогранич

возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное

порождение), возвращ природы

и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение,

растворяя творение в

творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон-

сть Вселенной,

звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел

однородна(Земля не центр Всел.

Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из

противопожн, их прирда

выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел-

ке:"малый мир"(чел-к) подо-

бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно

Богу имеет творч сущность,

Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок,

разум(порождение Бога). Процесс поз-

нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.

Истинность знания:

истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот

подобен многоуг, впис в круг,

разум преодол догматичность рассудка.

Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир,

космич и змного. Единство

Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал

пантеизм). Субстанция

материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в

вещах), мировая душа

присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять

Бога, душа и

материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало

универсума). Природа и Вселен

бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+

открытия(Коперн), нет центра(Кузан),

бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм

земного и небесного(

вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица

бытия-монада(онтологич

смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-

Бог.. Диалект идеи:

в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все

противоп совпад в 1

неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и

везде. Единство и борьба

противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть

чувств, рассудка, разума, ума.

Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в

религ смысле, а как

часть мироздания.

Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов

Атлантида"-роль науки д/произ-

ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но

оно таким станов, если опир

на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи,

разнородность материи, веч-

ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог-

первопричина мира Т познан:

природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн

представл о мире, вследст

ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания

своих чувтсв нбх

сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж

чел-ку, "пещера" ис-

кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка-

ложн понятия, разн смысл.

Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.

Подчин природу можно на

основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины:

разгарнич предметов теолог

и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.

Критик схоластики

Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.

Суть:1Наблюд

фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления

на сост части

5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно

стремиться

выявить прич-сл связи.

Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение

Бога, отриц

единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-

протяженность, атриб

дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот

нуждается только

в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с

другом.

В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа

бытия.

Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич

формой,

величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.

Животн-

машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.