чувств.
Историософия: истор событ, ум отд чел-божеств провидение-нравств з-н(высш).
Ист-
фия ответить сущ ли общ з-ны развит чел сообщ-в? Ф-фия д пройти принц
единства
истор чел-ва, ее всеобщ з-н, связ со свободой(подчин нбх-ти). Христ-
во:единение чел-
ва под эгидой христ-ва, предпочт католицизму(правосл не отм креп право),
протест
против монарх, кот опир на правосл(только кат-во-носитель христ начала. Рос-
не (
ни к Западу, ни к Вост. "Апология сумасш-го"-не м людить родину с закр
глазами
Западники: круж Станкев, Герцен, Грановск, Огарев, Боткин, Кавелин,
Белинс(связь),
Тург. Европ ориент мысли, перевод Рос на европ путь(лит-крит статьи,
беседы, дис-
кусс). Радик крыло(Белин, Герцен, Ог), ост-либер.
Славяноф:Аксаков, Киреевс, Хомяков. Особ путь Рос, самобытн русск истор,
само-
дост русск культ, выраж в монархии. Аксаков: понят "гос-во" и "страна"
противоп,
"Страна" в нар поним-община, следуя христ, гос-во-опир на внеш з-ны, извлек
пользу от принужд-я. Русск истор-житие святых. Киреевский: Запад-гос-во
возн
в рез-те насилия, в Рос-ест развит нац жизни, Зап-общ-во разд на классы,
Рос-
единодушие, "Рус правда". Не вытеснять европ просвещ, дать ему высш смысл.
Хомяков:Принц нац бытия: пр соборности(община-любовь к Богу, "сход"-едино-
душн решен, справедл-соотв обычаю), славянам чужда воинст-ть и арист-зм.
Евр-
не воплот христ-во, вследств преоблад знания и рассуд-ти, но и Рос не осущ
его
(оно развив медленно, Рос мало вниман уделяла разраб логич знания, кот нбх
сочетать сос верхлогич). Этика: религ хар-р, чел волен выбирать между люб к
Богу и себялюбием, греховен от природы, Бог указ путь, буди в чел сознание
своей вины. Глава церкви-Христос, церк-одна носит-ца ист веры, нбх единство
всех верующ(гл принц церкви-соборность(ед-во верующ). Рос д стать центром
мир цивилиз, путь-христ-во.
Соловьев:метафизика всеединства, софиология(Флоренск, Франк, Карсавин, Бул-
гаков), пытался объед ф-фию, науку, религию, созд "своб теософию",
религ(объед
всех христ конфессий), но не теология, религ ставил на службу ф-фии,
попытка
включить в религ нов достиж естествзн, истор, ф-фии, синтез религ и науки.
Ф-фия м критич оценивать действ-ть с тз абс идеала(должное сост сущего),
"практич ф-фия". Объект идеал, пантеизм. Идея всеединства(от славянф ид
собор-
ности), осн категория-сущее(сверхсущее, Абсолют, Бог). Сущее-дух сущ-во,
Sволи.
Абсол-единое, не распад-Ничто, с др стороны-в Абс заключ все многообраз
мира
(положит, а не отриц ничто. Абс раздваив на 1, 2. 1(полюс)-совок идей,
сущностей,
кот сущ/ кот возникнут(подлинно Сущее), 2-становящ Сущее-при, чел-к, общ-
во.
1-Единое, Логос, 2-"потенция бытия"-София. В Логосе воплощ божеств
замысел.
София-посредник между Богом и реальн миров, невеста и жена, премудрость Бо-
жия, начало, особ энергия. Сначала Соф раздваив Абс на 2 полюса, эманация
ато-
мов, ать-ть Соф+пульсац атомов=реальн мир, при, общ-во. Став реальн,
предметы
отторгаются от Абс. Причина зла(отпадения мира от Бога)-принц
индивидуализац-
стремлен кажд сущ-ва к обособл сущ-нию. Соф-объедин начало-хаос(после оттор-
жения) преобраз в космос(Боговоплощение). Сотворен мир-искаженное сост
Бога.
Сол не раздел Творца и творение(идеал сущности проявл в бытии). В ходе
эмана-
ции сущностей(среди них-чел-к) появл историч реальн чел-к. Мир(Божье
творен)
не идеален, еще предстоит этап обожения, если чел-во преобраз в нравств сущ-
во-
Богочел-во, мб сотворено Царство Божие. Панморализм(от людей зав-ит то, что
будет на Земле, гл-не допустить ада на Земле). Развитие: мир развив, тк в
его осно-
ве лежит божеств замысел, без творч деят-ти чел-ка развит невозможно. Мир
сост
из инд-тей, гилозоист(идеи, ат-живые сущ-ва). Ср-ва противостояния распаду
мира:
принц всеединства и больш роли человеч творч-ву. Истинный прогресс
предполаг
акт деят-ть личностей. Страмление к единству(природн) д осущ-ва с пом чел-
ка.
Сущее станет Вселенским орг-мом-единст Бога, чел-ка, косомса, общ-ва.
Система
категорий:гл-сущее, бытие, сущность, они развертыв-ся в 12 др-благо,
истина, кра-
сота. Люди м соверш-ть мир в соотв с принц единства ист, добра, красоты. Т
позн:
гносеол оптимист, идея цельного знания(славянф). Познан осущ 3 путями:
эмпирич
(научн-постиг-ся мир явлений), разумн(мышление), мистич(абсолютное). Данные
опыта и размышл-я могут синтезир-ся(способст-ет интелл-религ интуиц).
Знание-
живое, общение с бытием, единство теории и практики. Чел-к:без чел нет деят-
ти
Бога(чел сомогущ Богу. Чел божеств(идея чел, в Абсол), чел матер(первоб сущ-
во),
чел духовн(ег жизнь сост в согласов-ии прир и божест начала). Чел способен
прийти
от прир сущ-ва к дух, но возм-но и обратное)
Бердяев: "верующ вольнодумец". "Смысл творч-ва", "Смысл истории".
Бытие(реаль-
но не сущ, открыв через S, а не через объект-смысл, кот придает ему S),
существова-
ние(облад духи, твор-ся идеальн ценности). Цель ф-фии-улавливание смысла
дейст-
ти. Из бездны Бог порожд и реализ самого себя. Бог-творец и S. Бог-не
религ, высш
дух, личность, он сотворил чел и мир, но они сразу отпали от него. 2 мира:1-
мир
духов,свободы, 2-мир природы, нбх-ти. Бог всегда в свободе, в личности. Дух-
лич-
ность, выше по отнош к природе(не мб им порожден. Духи-S порожд объекты(бы-
тие), объект зав от смысла, ко его надел S. Матер мир-знаки событий,
происход в
дух мире. Суб идеализм. Объективация-отчуждение-зло мира, в объектах дух
иска-
жен, образ мира объектов-источн несчастий чел-ка. Отпадение от Бога-
падшесть
мира и чел-ка, но и в этом сост чел способен творить. Бог рожд в чел-ке(зов
к выс-
шему), а чел-в Боге. Осн фил проблема-богочеловечность. Чел (2 мирам:дух и
матер, в нем борятся Бог и мир.. Чел индивид(биол сущ-во) и личность(центр
твор-
ческ энергии). Чел-центр место в прир, микроскоп, самостоят-н, преодолев
свою
огранич-ть и устремл к высшему. Инд-ть, чел личность. Ср-ва чел
жизни(техника)
станов целью, люди забыв о смысле жизни, общ истор превращ чел в орудие,
ность противостоит общ-ву. Спасение чел-ва, чел творчество. Негат рассм
социал
эксперимент(нов форма угнетения). Приветств рев-ция духа, победит богочел.
Конец истории. Персоналистич соц-зм-примат личности над общ-вом,
соборность.
Соц и дух освоб чел,с амоценность кажд личности, богоподобие кажд чел-ка.
Русск космизм: мир как космос(причастность чел к космосу). Космизм еще в ан-
тичн ф-фии, во 2 пол 19в-сплав ф-фии, мифа, науки. 3 теч в русск космизме:
естественнонауч(Умов, Верн, Циол, Чижев), религ-фило(Федоров, Сол, Берд,
Булг),
поэтич-худож(Левшин, Одоевский). Проблемы косм:связь чел сознания и
космоса,
место разума во Всел, множ-ть разумн миров), Основат-Федоров. "Ф-фия общего
дела"-истоки чел бытия-в космосе, порывать с корнями нельзя. Чел-не дар
рожд,
родовое сущ-во, чтбы выполнить свой долг, д осознавать, что он-сын человеч-
ий.
Родов солидарн-ть людей. Чел-вершина эволюц, но смертен. Апокалипсис-весть
не о смерти, а о спасении, Благовест. Устранив смерть во Вселен, чел
победит зло.
Частая смена покол непозвол чел освоить опыт предков. Чел д начать восхожд
к
высш природе, стать спасит мира и себя. Идея ативн эволюц-действие чел на
мир:
внутр регуляц(себя), внеш(прир процессы). Распр власти чел над Земл, Сол,
Всел.
Преобраз Земли, измен климата(З-космич корабль, воскресение мертвых(победа
над простр-вом и временем). Внесен в прир воли и разума, органич прогресс(в
самой природе). Эволюц з-н восхожд-я духа, д/чел-обрет нов способа питания
(автотрофн), появл нов органов(возм-ть бескон перемещен. Воскрешение всех
погибших, спасение всех. Самовоскреш чел, ради жизни на Земле, на др
планетах
Вернадский: принц Дана: направл эволюции("цефализация")-усоверш нервн сист,
гол мозга(в эволюц заложена программа, у чел есть энергия, связ с разумом.
Идея ноосферы(разума). ? о бесконечн продлении жизни во Всел, чел-ву нбх
осво-
бодиться от зверских качеств, истощ-ие биосф. Автотроф-ть-путь к бессмертию
Циолковский: рассел чел в космосе, предпосылки ракетостроен. За жизнью в
этой форме стоит сверх жизнь. "Космич" ф-фия панпсихизма(буддизм)-одушевл
Всел, бессмертие атомов, переселяющ в разн орг-мы. Антропоэкокосмизм-космос
и социкм д развив взаимно.
Позитивизм: разраб методолог научн познания, призыв к ф-фам отказ от
метафиз
абстракц, обратиться к исслед позитивн знания. Сущ некая реаль-сть, кот
дана чел-
ку. 30-40гг 19в(Франц-Огюст Конт, Спенсер, Милль, Лавров). Конт-
продолжатель
Просвещ.-з-н о 3 последоват стадиях интеллект эволюции чел-ка:1)Теолог(все
явл-
я объясн на основе религ представл), 2)Метафизич(замена сверхъестеств
факторов
в объяснен природы причинами, сущностями. Критич задача: разрушает прежнее,
подгот 3 стадию-Позитивная(научн)-критика ненаучн знания, против
метафиз(Ар)
Нбх отказ-ся от метафизики, тк она не приспособил к научн знаниям, наука не
нуж-
дается в ф-фии, д опир сама на себя. 2 преобраз:1)В сфере науки-отказ от
(претензии науки на раскрыт причин явлений, проникн в их сущность), наука
лишь
описыв явления, не объясн их(отказ науки от причин-ти-у Конта нет таких
крайн
выводов(противор в позит-ме). Конт не отказ от ф-фии, "нов ф-фия" д разраб
нов методолог, сист научн знаний, д ориентир на отд науки. Кван физ
побвинула
ньютон, разрушила прежн картину мира. Под ? оказ эмпирич матод(зав-ть от
орг
чувств, от приборов). Развит др наук(ф-фии остается ? о природе познания, о
со-
отнош S и объекта. 2)Эмпириокритицизм:борьба с засильем метафиз, осн задача
ф-фии не в построен сис знаний, а в созд теории научного знания(возврат к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7