Рефераты. Шпаргалка по философии






противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство

греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на

самоотверженной любви к Богу. смысл и цель философии августина- победу

христианства во всемирном

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по

вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в

его творчестве были все же этические искания.

Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть

человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не

признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное

восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в

конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном

состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них-

свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)

Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика

искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет

бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья

одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.

П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

Ленин (1870-1924)

считал, что марксизм состоит из 3 частей: Философии, политэкономии,

социальнополит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают

в годы застоя. В работе (Л) рассм. вопросы

теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих

отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных

классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль

как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф.

После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его

принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии.

Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя

марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.

НЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии, сыгравшее роль связующего

звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой

философии – учение Платона (ок. 427–347 до н.э.), дополненное

заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до н.э.) и стоиков, однако

непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205–270 н.э.),

труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием

(ум. ок. 305).

В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя

иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно

воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или

умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с

небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью

изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить

лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя

на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого

низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,

т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя

сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем

самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более

высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.

Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на

более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и

множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,

безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,

первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство

Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии

приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы

не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им

воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою

конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,

дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку

неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает

счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на

протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и

разнообразное влияние.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения

Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят

от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий

необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним

изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением

внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и

случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе

дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,

связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость

имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности

проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении

выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -

случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических

условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.

Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не

играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).

Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что

случайности играют определенную роль.

Категории причина и следствие, их взаимосвязь.

Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и

следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление

называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины

называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные

и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-

следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать

причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием

понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но

делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное

влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные

подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие

причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится

отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин

поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий

существование причинно-следственных связей между явлениями.

Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие

.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это

учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.