противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство
греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на
самоотверженной любви к Богу. смысл и цель философии августина- победу
христианства во всемирном
Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества
примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником
учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в
сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и
редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой
его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего
характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по
вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в
его творчестве были все же этические искания.
Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть
человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не
признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное
восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в
конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном
состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них-
свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)
Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика
искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет
бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья
одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.
П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.
Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных
областях. Закончив математическое отделение Московского университета,
поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его
диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12
письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не
от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя
Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в
православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах
религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему
философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,
Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну
природного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал
влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к
идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему
ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо
философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с
богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы
космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской
философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной
тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков
развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в
божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,
вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София
имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-
человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и
жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.
Ленин (1870-1924)
считал, что марксизм состоит из 3 частей: Философии, политэкономии,
социальнополит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают
в годы застоя. В работе (Л) рассм. вопросы
теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих
отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных
классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль
как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф.
После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его
принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии.
Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя
марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
НЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии, сыгравшее роль связующего
звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой
философии – учение Платона (ок. 427–347 до н.э.), дополненное
заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до н.э.) и стоиков, однако
непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205–270 н.э.),
труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием
(ум. ок. 305).
В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя
иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно
воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или
умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с
небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью
изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить
лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя
на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого
низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,
т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя
сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем
самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более
высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.
Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на
более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и
множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,
безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,
первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство
Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии
приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы
не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им
воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою
конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,
дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку
неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает
счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на
протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и
разнообразное влияние.
Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения
Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят
от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий
необходимости и случайности.
Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним
изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.
Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением
внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и
случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе
дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,
связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость
имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности
проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении
выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -
случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических
условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.
Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не
играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).
Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что
случайности играют определенную роль.
Категории причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и
следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление
называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины
называется следствием.
Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные
и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-
следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать
причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием
понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но
делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное
влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные
подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие
причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится
отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин
поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий
существование причинно-следственных связей между явлениями.
Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие
.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это
учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9