Рефераты. Шпаргалка по философии






одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой.

Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело

- это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики,

необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих

действий и их цель.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие

есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни

происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов

непрерывности в развитии. Движ сила развития. Сознание присуще лишь

существу, наделенному спос. самосознания - человеку. Т.к. способность

представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена.

Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая

вселенная”. Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о

бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит,

что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено

всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может

состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

БЕРКЛИ.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ Доказывает абсолютность вторичных качеств

и субъективность первичныхкачеств. Вывод: вещи - комплексы наших

ощущений. Нет ничего выше нашего сознания. Создал иерархию существования:

существовать - быть воспринятым данным субъектом; существовать

на основе возможности восприятия; существовать на основе восприятия

другими людьми; существование в восприятии Бога. Переход от

субъективного идеализма к объективному. Раюоты: "Опыт новой теории зрения

Альберт Камю 1913-1960

Иррационалистическая философия. Наиболее крупным представителем был Альберт

Камю (1913-1960 Франция). поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о

выборе личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий

индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его

собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие

проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет

значение только его собственное существование. Страх-это исходное

переживание, лежащее в основе всего существования. Это страх перед

смертью.Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать

без надежды на успех. Ставит ребром вопрос о самоубийстве.

КАРЛ ЯСПЕРС(1883-1969)

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: К Ясперс. стал складываться после 1 мир

войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации

и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности. поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе

личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий

индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его

собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие

проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет

значение только его собственное существование.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.Наука же это попыткалюдей обезопасить себя перед

необходимостью человека выбтрать межде добром и злом жизнью и смертью

отвечать на эти вопросы. Он утверждал что мышление по своему смыслу

радикально отличается от научного. Философия не ставит перед собой задачу

овладение миром он ближе стоит к искусству.Если наука бореться за истину то

филос открываеться только тому кто хочет сам .

Философия –это аналог веры, но на интеллектуальном уровне соединение веры и

убеждения .Вера дает надежду философия осознания ее.

Т. Куна. Концепция смены научных парадигм

Тамас Кун (1922) амер историк и философ, один из лидеров исторической школы

в методологии и философии науки, проф Принстонского университета. Он

считает, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных

идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам –

законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной

деятельности. Он подчеркивал, что научное познание осуществляется

сообществом ученых профессионалов, действующих по неписаным правилам,

которые регулируют их взаимоотношения. Т.о., Кун исходит из представления о

науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные

группы и организации. главным объединяющим началом общества ученых являются

единый стиль мышления, признание данным обществом определенных

фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие

сообщество ученых Кун назвал парадигмой. “Под парадигмой, -- писал Кун – я

подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение

определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и

их решения”. Из этих моделей, по мнению Куна возникают конкретные традиции

того или иного направления в исследовании. Парадигмы имеют как

позновательную так и нормативную функции.Парадигмы, по словам Куна являются

источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем,

принятых в тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем

организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная

теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Позднее

Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому

что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы

– потому что стоят из упорядоченых элементов различного рода. Развитие

науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность

которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в

рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала,

обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д. Этот период

развития знания Кун назвал нормалоьной наукой. Постепенно эти рациональные

основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все

большее количество сторонников пока не произойдет смена научной парадигмы.

К. Поппера, Философия науки

К Поппер (1902), англ философ и социолог. До 1937 г работал в Вене, в 1937

- 1945 в Новой Зеландии, с 1946 до сер 70-х – проф Лондонской школы

экономики и полит наук. Основоположник критического рационализма. Он

исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими

суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. Науке, по мнению К

Поппера, нужен принцип –фальификации, т.е. не подтверждение на истинность,

а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная

опровержимость Принцип фальсификации используется Поппером как

разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Поппер

утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не

опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые

базисные “ высказывания” (теории, гипотезы) ложны, то данная теория,

гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезы отсутствует,

то она может считаться истинной, или, по крайней мере, оправданной. С т.зр.

Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое

знание – это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует

и другой – теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически

связаны м/у собой. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на

постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие то

изменения. Причем, развитие научного знания по Попперу не следует

представлять как прогрессивный процесс, т.е. процесс добавления, накопления

новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем

развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно происходит

процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с

критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы

общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ. Он

оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья.

Родина Августина - город Тагаст (современный Алжирв , 33 года принял

христианство. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся

философом. Сущность его философии в трех работах: «Исповедь, «О святой

троице», «О граде божьем». В мире постоянно идет борьба между царством

божьим и царством дьявола.Олицетворение царства божьего–христианская

церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Центральный пункт философской системы Августина - Бог.Бог–высшая сущность.

Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря

божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует.

Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из

разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает

человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие

бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в

который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу.

Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше

человек от бога, тем больше зла. В своих произведениях Августин много

внимания уделял проблеме греха божественного. Бог сотворил Адама и Еву

свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет

Бога. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Августин

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.