Рефераты. Шпаргалка по философии






матери-м и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,

их общ. бытие определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк.

процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект.

сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд–солнце человека.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга,

обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом

обществе, вращается вокруг общественного труда.Маркс за

справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда

рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их.

Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои

права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объективные,

материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об

истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в

ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и

что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет

вперед к истине. Я согласен.

Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение

рабочего от продукта своего труда. Отчужденный труд - причина частной

собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение

зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная

собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма. Коммунизмом предполагает

преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти.

Непонимание существа употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской

революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как

таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-

ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения

исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через акции, совм.

предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма

в марк. поним.

ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили свой задачей перевести

на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в России.

Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а

пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает

взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.

понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,

надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в

истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с

фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого

след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она

выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.

примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по

своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток

на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не

м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена

здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал

преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных

формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму

орг-ции общ-ва (партию)

И. Я. Франко Философские идеи.

Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал

социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и

коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не

капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало

основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.

Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что

с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,

книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали

доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались

новые люди. Наука- познание законов и сил природы, появляющихся

повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут

учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом

чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко

трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац.

самостоятельности.

КИРИЕВСКИЙ. Философские идеи

cлавянофилол в Росси 19 века.

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.

общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь

исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –

Западники. С. интересовала славянская религия Православие,

противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга

для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Кириевский И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец",

когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность,

мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-

рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна

для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией.

Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения ,

миролюбивая политика.

ХОМЯКОВ . Философские идеи cлавянофилол в Росси 19 века.

Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.

общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь

исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –

Западники. С. интересовала славянская религия Православие,

противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга

для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).

Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата

матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего

разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная:

теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного

начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская

западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ.

в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом

всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит.

воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный

строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.

Ф. Ницше. Философское учение

Немецкий философ. "По ту сторону добра и зла", "Сумерки кумиров (богов)".

Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Появляются идеи

об философском отражении действительности и изменении жизни посредством ис-

ва. Взял от Шопенгауэра: искать в философии не самоуспокоения, а истины:

для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему я

страдаю ? Религия отвлекает людей от этих вопросов. Не признает абсолютных

понятий о добре и зле. Мечта о "сверхчел." , он должен прийти на смену

нынешнему чел-ку и бытие его достижимо в земной жизни. Отсюда образы:

человек - это мост, канат над пропастью, что натянут между животным и

сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек, который поймет свое призвание и

справится с силами, которые он сам вызвал (у Ницше впервые появляется идея

о том, что современный человек не готов к тому, чтобы справится с силами,

которые он сам вызвал к жизни). Этика. Сверхчеловек лишен морали в

достижении своих целей. Он выше ее. У Ницше часто звучит мысль "Бог умер",

которой он освобождает людей от бога. Нигилизм: Ницше проповедует грядущий

апокалипсис. Исчез смысл жизни. Но жить ни во что не веря нельзя (старого

бога нет). Если нет веры - движение наугад. Свобода. Отсутствие закона не

равно наличию свободы. Свободный человек сознательно накладывает на себя

новые ограничения, желая жить, выжить, дать жизнь другим. Свободный человек

- имеющий власть над собой. Культ героя, ибо тот кто поднимется выше всех

рядовых людей, тот станет сверхчеловеком. Цель истории не создать как можно

больше людей, а создать как можно больше худ., фил., ..., единичных

экземпляров. Гуманизм. Никто не считал его гуманистом, т.к. Н. не любил

говорить о счастье. Отрицал сострадание как главное орудие упадка. "За

пределами добра и зла".

Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм

Экзистенциализм - фил. индивидуальное бытие человека. Человека окружает

природное или божественное бытие. В наст. время экзистенциалисты

разделились на религиозное и атеистическое течения. Э. - это бытие в себе,

оно не познаваемо. Единственное, чем должна заниматься философия, - это

индивидуальный человек. Фил. - форма индивидуального, а не общественного

сознания. Свобода человека - это свобода от об-ва, а не свобода в об-ве.

Познание заменяется интуицией, просветлением.

Жан-Поль Сартр(1905-1980) - франц. фил.-экз. и литератор.

"Тошнота","Стена". В произведениях акцентирует внимание на основных

категориях экзист., в контексте человеческой жизни: скука, страх,

существование. Из всех фил. систем, экзистенциализм самая гуманная., т.к.

взгляды экзистенциалистов ведут к правде, делают сознание человека

самостоятельным, разоблачают ложь о счастье. Гуманизм экзист. выражается в

трех формах бытия: Бытие в себе - связано с бессознательным. - бытие для

себя чел. начинает понимать, что его жизнь ничто по сравнению с плотной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.