Рефераты. Шпаргалка по философии






Шпаргалка по философии

Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь

привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной

субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он

вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

Джона Локка. Сенсуализм

(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны

королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.

Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в

пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах

качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека

(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,

может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.

"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи

возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в

следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.

Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из

ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-

правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.

разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного

познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно

получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной

деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа

при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было

прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны

быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и

отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:

состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это

действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:

сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает

удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

Платон об "идеях", П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в

Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует

Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир (

кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими

чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие),

т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи,

возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными.

Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания.

Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи.

Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как

кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и

действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):

- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и

явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в

идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это

форма, структура, эталон для вещей);

- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна

принимать различные формы.

- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.

Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя

безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя

уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса

шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.

Космос вращается вокруг Земли. Душа творится раньше тела. Своей

тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а

смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)

родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов,

рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира

определяется вечным конфликтом бытия и небытия.

Аристотель

Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского

моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до

смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.

Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.

Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей

(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После

смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой

обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими

учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и

методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О

небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". .фил

наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,

чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.

называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям

сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.

Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.

затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,

перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует

независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не

обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя

включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).

Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь

познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -

естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено

быть или рвабом или рабовладельцем.

Общество свободных людей. 1. Очень богаты -

противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3.

Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие

(тирания, олигаргия, демокр.) Задача- предотвращение чрезмерного накопления

богатства.

Фома Аквинский - идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта.

За мягкость х-ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма

теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже

было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как

совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать

теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы,

истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу,

что и теология и реигия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание

помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и

религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы.

Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы

только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому

что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание-

единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание.

Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому -

нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная

форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле.

Дж. Бруно. Пантеизм

Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия

бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение

природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический

(Кузанский) -растворяет природу в боге. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под

Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его

путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не

рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она

беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.