Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в

сознании человека. Это не всякое человеческое отражение, не всякая

деятельность сознания, а активная целенаправленная деятельность, цель и

смысл которой - обеспечить человеку возможность адаптации в широком смысле,

возможность ориентироваться в окружающей действительности, это одинаково

справедливо и для индивидуума, и для общества. Познание представляет собой

процесс проникновения человека в сущность действительности, в сущность

вещей, в их закономерные связи и отношения. На уровне отражения явлений

человек работает постоянно, но это еще не значит, что всякая его

деятельность является познавательной, потому что познавательная

деятельность предполагает выяснение сущности процессов и явлений,

установление существенных, устойчивых, повторяемых связей и отношений.

34.Представление об истине в современной философии. Критерии истины. Истина

и заблуждение. Правда и ложь. Плюрализм мнений и монизм истины.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или

интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки

зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее

информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности.

Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность

разумноорганизовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

35.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни

научного познания. Соотношение эмпирического и чувственного, теоретического

и рационального в научном познании.

Человеческое познание представляет собою единство чувственного и

мыслительного отражения на основе практики, которое является историчным и

особенно четко проявляется на разных уровнях познания.

Единство чувственного и мыслительного отражения, при котором чувственное

главенствует, а мышление играет подчиненную ему и вспомогательную роль,

характеризует эмпирическое познание. Единство же познавательного процесса,

в котором, наоборот, чувственное познание подчинено мысленному,

преобразуется в него, характеризует теоретическое познание.

Задача эмпирического познания - сбор, систематизация, описание фактов, их

первичная обработка. Эмпирическое познание решает вопросы: что есть что?

что и как происходит?

Теоретическое же познание решает вопрос: почему нечто так происходит и

может ли оно происходить иначе, чем происходит. Теоретическое познание

разрешает противоречия, на которые наталкивается эмпирическое познание.

Первоначальной формой разрешения возникающих при этом проблем является

идея, то есть предложение о возможном преодолении затруднений познания.

Новая идея ведет и направляет познание к открытию новых фактов.

Если основной категорией эмпирического познания является факт, то формами

развития теоретического познания выступают гипотеза (предположительное

знание) и теория (взаимосвязь многообразных суждений о познавательных

объектах, отражающая законы функционирования и развития познаваемого;

объяснение фактов эмпирического познания и, в конечном итоге, - мощное

средство практического преобразования действительности).

Чувственное отражение человеком объективного мира есть познавательное

отношение. Человек связан с миром с помощью органов чувств, которые

осуществляют отражение в форме ощущений, восприятий, представлений,

являющихся разновидностями чувственных образов. Теория познания или

гносеология выясняет познавательную роль чувственного отражения, решая

вопрос о том, как в чувственном отражении и с его помощью происходит

переход от незнания к знанию и от него - к новому знанию.

Чувственное отражение человека (предметы, данные в нем, способы их

созерцания человеком, сами органы его чувств) суть продукт всемирной

истории. Все, что созерцает человек, - это продукт истории его социальной

действительности.

Рациональное познание или мышление в отличие от чувственного есть отражение

общего: общих связей, отношений, основы существования познавательных вещей.

Мысленный образ - это обобщенный образ, а, значит, не чувственный, не

наглядный, а сверхчувственный, однако, обязанный своим происхождением и

развитием чувственному отражению. Основными формами мышления, рационального

познания являются понятия, суждения и умозаключения.

36.Гипотеза и теория как ступени научного исследования. Научная теория, ее

структура и развитие. Соотношение теории и эксперимента.

Гипотеза&Теория см. вопрос 38.

37.Преемственность в развитии научного знания и научные революции.

38.Формы и методы научного познания.

Основными формами научного познания являются: 1) Проблема - научный

вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим

сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой

вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет

проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности

для познания которых необходимы специальные научные средства познания.

Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее

проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В

структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а)

Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное

наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и

незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит

элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже

своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут

конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться

(формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится

ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется

на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза -

предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы

известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних

позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность

(любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве

гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции

и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2

основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий,

описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория

выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические

обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и

методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и

описательные части. Описание - характера существенных черт, форм,

структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова,

какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое

возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих.

Различают ряд типов объяснения: - на основе закона (законы, как стороны

сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания

и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); -

генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает

понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного

познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие

или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство

фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные

теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым

представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при

условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного

познания - способы познания, подходы к действительности. наиболее общий

метод, разрабатываемый философией; общенаучные методы - научно осмысленные

и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования,

анализа и синтеза , индукции и дедукции - методы идеализации, формализации,

математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.

39.Понятие "наука" и "техника". Сущность научно-технического прогресса и

научно-технической революции.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке

знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно.

Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и

сложными задачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходимы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.