Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,

научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует

всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.

В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает

множество проблем, для успешного решения которых необходима философская

культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в

соответствии с требованиями жизни.

10. Основные области философского знания. Природа философских

проблем.

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и

народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это

обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то

глубокими причинами.

По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого

разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную

ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что

я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что

такое человек?».

В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы

мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что

тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение

имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и

бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,

героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится

с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен

или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли

она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества

или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое

человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова

природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и

самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком

направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее

сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать

каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал.

Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит

к определенной мировоззренческой позиции.

11.Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки.

Специфика философских категорий.

На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом

его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык

науки, без которого она существовать не может. Язык - информационно-

знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык

появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его

существования как способ обыденного эмпирического познания и средство

общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком.

Единицей этого языка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития

практических действий и форм общения, язык приобретает системность,

упорядоченность, структуру, особенно это проявляется на этапах становления

письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому, непосредственно

воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения, о чем

впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали

«чувственная видимость природы».

Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного

наблюдения связи, взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему,

целостный мир, он пытался выявить движущие силы, превращающие одни явления

в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегреческой философии

этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были

вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая причина», «Ум -

творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит

(VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бытия

назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего,

мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был

назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и

познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих,

существенных связей.

Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание может говорить

языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий),

а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о

том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания

системы связей предметного мира как источник его активности.

Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка,

формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как

отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии).

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во

взаимопереходах, в развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они

составляют основу развивающейся мысли. Категории отражают не единичную

связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая

система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см.

Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно, категории - это

системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип

действующих процессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и

прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в

мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя другие

категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту

особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий,

как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.

12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия.

Специфика человеческого бытия.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение

системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и

пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные

сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение

между ними как между самостоят субстанциями.

НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2---

реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений,

которые образуют между собой мат объекты. Вне системы взаимодействий пр и

время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных

систем. в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения

не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пр и времени.

В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой,

считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно

и необратимо..

13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет

познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории

философии.

Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек

остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по

образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то

"мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим

животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот

вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и

неисчерпаемым феноменом.

Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение

Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа

есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом

("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе

(“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается

частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит

космоцентрический характер.

В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе

Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и

"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:

"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым

божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку

новый онтологический статус религиозно-духовного существа.

В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные

изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих

способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания

мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке –

микрокосме, но на почве христианства.

В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится

познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога

ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом

знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает

представление о человеке как о «мылсящей вещи».

В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и

социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на

общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.