перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.
Таким образом, философия синтезирует и обобщает данные обыденного опыта,
научного познания и всей человеческой культуры и на этой основе формулирует
всеобщие определения бытия, объясняет внутреннюю природу мира и человека.
В философии всегда воплощается дух своей эпохи. Современный мир выдвигает
множество проблем, для успешного решения которых необходима философская
культура, умение жить и работать в быстроменяющихся условиях, в
соответствии с требованиями жизни.
10. Основные области философского знания. Природа философских
проблем.
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и
народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это
обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то
глубокими причинами.
По И.Канту философия является наукой «о последних целях человеческого
разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную
ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что
я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что
такое человек?».
В книге Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы
мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что
тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение
имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина?
Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и
бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь,
героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится
с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен
или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли
она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества
или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое
человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова
природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и
самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком
направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее
сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать
каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал.
Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит
к определенной мировоззренческой позиции.
11.Отличие языка философии от обыденного языка и языка науки.
Специфика философских категорий.
На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом
его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия - язык
науки, без которого она существовать не может. Язык - информационно-
знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык
появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его
существования как способ обыденного эмпирического познания и средство
общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком.
Единицей этого языка стало слово. Возникнув стихийно, по мере развития
практических действий и форм общения, язык приобретает системность,
упорядоченность, структуру, особенно это проявляется на этапах становления
письменности. (IV - III тыс. до н.э.).Всему видимому, непосредственно
воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения, о чем
впоследствии скажут: мир предметов - мир видимый. Это явление назвали
«чувственная видимость природы».
Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного
наблюдения связи, взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему,
целостный мир, он пытался выявить движущие силы, превращающие одни явления
в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. В древнегреческой философии
этот феномен активности связи возвели в ранг Ума: «Все вещи были
вперемешку, затем пришел Ум и их упорядочил», «Ум движущая причина», «Ум -
творящая причина». (Анаксагор, V век до н.э.), а несколько раньше Гераклит
(VI-V в. до н.э.) это всеобщее активное, упорядочивающее начало бытия
назовет Логосом (законом, необходимостью). Этот мир скрытого, внутреннего,
мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был
назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и
познания стали понятия. Понятие - это отражение внутренних, общих,
существенных связей.
Но уже Платон (V - IV век до н.э.) заметил, что знание может говорить
языком математики (математических понятий) и языком философии (категорий),
а Аристотель (IV в. до н.э.) представил систему категорий, что говорит о
том, что уже в древнегреческой философии язык стал способом осознания
системы связей предметного мира как источник его активности.
Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка,
формируются понятия как отражение общих связей (язык науки) и категории как
отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии).
Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во
взаимопереходах, в развитии, взаимообусловленности. Именно поэтому они
составляют основу развивающейся мысли. Категории отражают не единичную
связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая
система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки (см.
Г. В. Ф. Гегель: «Наука логики»). Соответственно, категории - это
системообразующий принцип построения мысли, объяснительный принцип
действующих процессов мира (их сущности, причинности, необходимости...) и
прогностический принцип, на основе которого строится модель изменений в
мире будущего. В то же время, каждая из категорий включает в себя другие
категории и представляет собой систему охватываемых ею категорий. Эту
особенность студенты могут рассмотреть на основе анализа таких категорий,
как материя, сущность, бытие, качество, количество и т.д.
12.Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы бытия.
Специфика человеческого бытия.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение
системность. в истории философии 2 основные точки зрения на время и
пространство. 1--- субстанциальная концепция. Вр и пр есть самостоятельные
сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение
между ними как между самостоят субстанциями.
НЕЗАВИСИМОСТЬ св-в пр и времени от протекающих в них мат процессов. 2---
реляционная. Пр-во и время не сам сущности, а суть системы отношений,
которые образуют между собой мат объекты. Вне системы взаимодействий пр и
время не сущ. Зависимость прова и времени от взаимодействия материальных
систем. в античности начали рассматривать проблему. Парменид --- движения
не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пр и времени.
В соответствии с Демокритом прво до 20 вв отождествляется с пустотой,
считается абс и вечным. Его свойства изотропно, однородно. Время однородно
и необратимо..
13.Содержание философских категорий "мир" и "человек". Человек как предмет
познания философии и частных наук. Эволюция воззрений на человека в истории
философии.
Несмотря на то, что на календаре конец II-го тысячелетия новой эры, человек
остается во многом загадочным существом. Согласно Библии, он создан "по
образу и подобию Божию". А философы определяли его по-разному, называя то
"мыслящим тростником", то "полу-ангелом"- "полузверем" то "политическим
животным", то "венцом природы". Так кто же он? Однозначного ответа на этот
вопрос не существует, поскольку человек является чрезвычайно сложным и
неисчерпаемым феноменом.
Определяющим для античной философии представлением о человеке было учение
Аристотеля: человек есть живое существо, состоящее из тела и души (душа
есть форма, двигающая и изменяющая тело), наделенное духовным началом
("разумом", который бессмертен) и устремлённое к жизни в обществе
(“политическое животное”). Вместе с тем, человек античности остается
частицей космоса: итак, в античной философии образ человека носит
космоцентрический характер.
В философии средневековья представление о человеке складываете, на основе
Библии. Человек перестает быть существом двух-мерным, состоящим из "тела" и
"души" / совмещающей разум с интеллектом/, а обретает три измерения:
"тело", "душу", "дух"; через "дух" на основе веры он становится открытым
божественному началу, мудрости; устремленность к единому Богу дает человеку
новый онтологический статус религиозно-духовного существа.
В эпоху возрождения христианский образ человека претерпевал значительные
изменения. Автономность личности, несущей в себе безграничность творческих
способностей, интерес к самому человеку оказваются в центре внимания
мыслителей. Происходило и возрождения античного представления о человеке –
микрокосме, но на почве христианства.
В новое время, когда основной сферой человеческой деятельности становится
познание, человек обретает огромную веру в собственные силы, на место Бога
ставя самого себя и тем самым, превращаясь в «человекобога». При этом
знаменитое изречение Декарта – «мыслю, следовательно, существую» - отражает
представление о человеке как о «мылсящей вещи».
В свою очередь, учение Маркса трактует человека как носителя природного и
социального начал, однако акцент в марксистской антропологии направлен на
общественно-трудовую деятельность индивида, и по определению Маркса,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12