Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






философии.

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих

ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о

наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой

деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются,

закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по

законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего

предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в

себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и

предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной

через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему

её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и

искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является

эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство

предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта

действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода

природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное

обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики

человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно

объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в

обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в

эстетическом идеале и искусстве).

Объект => Эстетическое завихрения падающих частиц =>

образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде

переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является

всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи

воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они

являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем

сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей.

Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того,

который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать

заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное

мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3

ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы

вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание

чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)

Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в

неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность,

отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки,

которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями,

полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе);

теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд

противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и

времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых

частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по

необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая

форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные

противоречия охвачены, но существенно обрублены.

58. Диалектика Г.В. Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2

фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая

объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления,

лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к

сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона

развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и

борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём

развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства

и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап

бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в

качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия,

развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как

таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие

лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически

превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в

нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное

бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные

понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности

и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь

идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к

высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3)

организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,

идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,

выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт

строительство человека, отделение природных сил человека от его

мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его

психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек).

Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство,

религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от

низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он

разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее

содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой

Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в

мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития

идеи.

59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во

всемирной истории XIХ-ХХ веков.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ

существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

60.Философская мысль в России.

Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".

Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в

качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной

философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и

свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции,

противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая

диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.

Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,

Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр

в альманахе.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже

дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир.

методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.