философии.
Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих
ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о
наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой
деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются,
закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по
законам красоты.
Как это происходит во многих науках, эстетика претерпевала изменения своего
предмета в процессе развития. Современное определение предмета включает в
себя изучение:
1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и
предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;
2) творческо-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной
через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему
её категорий;
3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и
искусства.
Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является
эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство
предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта
действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода
природного, социального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное
обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики
человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно
объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в
обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в
эстетическом идеале и искусстве).
Объект => Эстетическое завихрения падающих частиц =>
образование солнца и планет. Существование других галактик. В (2) периоде
переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является
всесильным и беспощадным критиком. 1781 г. Критика чистого разума, вещи
воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они
являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем
сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей.
Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того,
который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать
заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное
мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3
ступени: 1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы
вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание
чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). 2)
Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в
неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность,
отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки,
которые не существуют в природе. 3) Разум: имеет место с обобщениями,
полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе);
теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд
противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и
времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых
частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по
необходимости - в мире есть свобода. В философии Канта возникает новая
форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные
противоречия охвачены, но существенно обрублены.
58. Диалектика Г.В. Гегеля.
Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2
фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая
объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления,
лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к
сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона
развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и
борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём
развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства
и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап
бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в
качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия,
развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как
таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие
лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически
превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в
нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное
бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные
понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности
и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь
идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к
высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3)
организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы,
идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею,
выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт
строительство человека, отделение природных сил человека от его
мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его
психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек).
Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство,
религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от
низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он
разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее
содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой
Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в
мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития
идеи.
59.Философская концепция К.Маркса. Роль и значение идей К.Маркса во
всемирной истории XIХ-ХХ веков.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для
жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат
- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл
ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот
создаются в производстве - средством жизни, физ
существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор
потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.
Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен
только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма
деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная
жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для
поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству
не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб
отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
60.Философская мысль в России.
Русская философия XIX века (основные направления и идеи).}
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,
что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".
Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в
качестве основного стержня светской общественной мысли. В социальной
философии опирался на идеи естественного права. Пафос гуманизма и
свободы, стремление к установлению общественного порядка на пути революции,
противник либеральных реформ как бесполезных и не радикальных.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Направление, тяготевшее к Шеллингу, "общество любомудров" Идеалистическая
диалектика в натурфилософии, гносеологии, общ теории.
Куча народу -- Велланский, Давыдов, Павлов, в кружке --- Одоевский,
Веневитов, Кюхельбеккер, Киреевский, Кошелев до Пушкина и Грибоедова, сотр
в альманахе.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям
природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже
дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир.
методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12