Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытии подчинено диалектике необходимости и

свободы. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Наиболее

общие законы мира чел не может понять без наития свыше, отсюда большая роль

божественного закона в природе в духе объективного идеализма.

Идеи коллективизма --- человеческая коллективность определяет

индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. Коллективная

сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится

и концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе

России. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал

необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к Р -

единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились.

Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот

позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих

ей пороков. О говорил, что Россия отстала от Запада, потом перешел к мнению

об особой роли России, которая еще отыскивает своб нац идею. В развитии общ

особую роль играют религиозно-нравственные начала, для наступления царства

божия необходимо религиозное воспитание человечества. При этом необходима

модернизация веры, а в общ будут царить равенство, братство и свобода. Не

сочувствуя социализму, предрекал его победу в силу того, что остальное еще

хуже.

Особенности нац развития России ставят в центр осмысление нац задач и путей

развития. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

Кошелев, Самарин, тут же Даль, Тютчев, А.С.Хомякова (1804-1860) и

И.В.Киреевского (1806-1856). Аксаков. В центре их внимания нах судьбы Р и

ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.

Россия сохранила главное --- православие и общину. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси -- это соц-ист

концепция имеющая провиденциальный и религиозно--мистический характер.

Церковь есть первореальность, проповедовал соборность и общину,

отрицая как индивидуализм в разл проявлениях (социология, мораль),

так и казарменный коллективизм, лишающий свободы. Община или

соборность--- союз индивидов во имя бога и любви.

Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и

обществе. Хомяков - учение об иерархической структуре души и ее

"центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достиж

целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее

общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор

прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира м.б. познана лишь

синтезом всех духовных функций чел, так называемой "Разумной

Зрячестью" или "живознанием", исходное начало кот - религия. при этом

трагизм чел жизни в том, что будучи призванными к свободе в церкви,они

уходят от свободы в природную или социальную необходимость.

61.Позитивизм и основные ступени его развития.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап

фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные,

частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую

науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия

(онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как

средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает

право говорить о мире в

целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о

мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить

проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие,

сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть

проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм

объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины

на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть,

предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты

отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на

чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание

умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными,

метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн,

Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос"

Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного

подчинения воображения наблюдению;3) энциклопедический закон,

классификация наук.

62.Современные неоклассические философские концепции (экзистенциализм,

неотомизм, фрейдизм и т.д.)

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс,

Г.Марсель, )

атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен оккупации и после 2 мир войны. Э.

поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Отчуждение человека от общества. Экзистенциальные

проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека.

Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого Я,

благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящий индивид и не как

мыслящее всеобщее, а как отдельная неповторимая личность. Экзистенция не

сущность человека, а открытая возможность. Важнейшее определение эк -- ее

необъективируемость. можно объективировать способности и знания через матер

мир, рассматривать психические акты и деят, единственное, что неподвластно

объект - эк. В обыденной жизни челов не осознает эк, для этого ему надо

оказаться в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, человек обретает

свободу.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Убежденный

детерминист,Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике,

решительно отказался от материалистич. в своей основе попыток объяснить

изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но

одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения,

отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в

отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика

рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно

материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными

психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека

властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных

стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с "принципом

реальности", к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния,

все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления

Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление

бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-

психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное)

становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства,

науки, религии, государства, права, войн и т.п.

В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная

энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс

развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития

ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и

воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в

действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область

бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние

на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя

выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в

разрешенных действиях -- спорт, искусство, работа, творчество. Таким

образом, либидо становится движ силой прогресса. Если сублимация не

происходит, то человек может психически заболеть.

63.Ленин как философ.

Л. развил все составные части марксизма — философию, политич. экономию,

научный коммунизм. Обобщив с позиций марксистской философии достижения

науки, особенно физики, кон. 19 — нач. 20 вв., Л. развил дальше учение

диалектич. материализма. Он углубил понятие о материи, определив её как

объективную реальность, существующую вне человеческого сознания, разработал

коренные проблемы теории отражения человеком объективной действительности и

теории познания. Большой заслугой Л. является всесторонняя разработка

материалистич. диалектики, в особенности закона единства и борьбы

противоположностей. «Ленин — первый мыслитель века, который в достижениях

современного ему естествознания увидел начало грандиозной научной

революции, сумел вскрыть и философски обобщить революционный смысл

фундаментальных открытий великих исследователей природы... Высказанная им

мысль о неисчерпаемости материи стала принципом естественнонаучного

познания» (там же, с. 14). Крупнейший вклад внёс Л. в марксистскую

социологию. Он конкретизировал, обосновал и развил важнейшие проблемы,

категории и положения исторического материализма об обществ.-экономич.

формациях, о закономерностях развития общества, о развитии производит, сил

и производств, отношений, о взаимоотношении базиса и надстройки, о классах

и классовой борьбе, о гос-ве, о социальной революции, о нации и нац.-

освободит. движениях, о соотношении объективного и субъективного факторов в

обществ, жизни, об обществ, сознании и роли идей в развитии общества, о

роли народных масс и личности в истории.

Л. существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких

проблем, как становление и развитие ка-питалистич. способа произ-ва, в

частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных

пережитков, агр. отношения в условиях капитализма, а также анализ бурж. и

бурж.-де-мократич. революций, социальной структуры капиталистич. общества,

сущности и формы бурж. государства, историч. миссии и форм классовой борьбы

пролетариата. Важное значение имеет вывод Л. о том, что сила пролетариата в

историч. развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.

Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии в развитии

капитализма. Вскрыв сущность империализма как монополистич. и гос.-

монополистич. капитализма, охарактеризовав его основные признаки, показав

крайнее обострение всех его противоречий, объективное ускорение создания

материальных и социально-политич. предпосылок социализма, Л. сделал вывод о

том, что империализм — это канун социалистич. революции.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.