Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в

качестве отрицания этого конечного.

24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура

деятельности.

Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал:

«Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий

философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать,

действовать - вот для чего мы существуем».

Проблема деятельности в философии имеет мировоззренческое и

методологическое значение.

Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятельности заключается в том,

что она рассматривается в органической связи с проблемой активности,

универсального свойства развивающейся материи.

Деятельность является:

• основополагающим способом становления и развития нового уровня и формы

материальной организации - человеческого общества, цивилизации, культуры;

• основанием самоорганизации и самоуправления общественной, материальной

и духовной системы;

• источником и причиной возникновения и функционирования общественных

законов; Проблема деятельности - это проблема:

• социальной жизнедеятельности человека;

• формирования личности как субъекта общественно значимой деятельности;

• возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески

созидательной активности;

• космизации, воздействия космоса на деятельность человека, вовлечение в

человеческую деятельность факторов внеземной природы, вхождения человека в

космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую

эволюцию.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность,

направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности

связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих

жизнедеятельность общества.

В процессе материальной производственной деятельности возникают

общественные (экономические, социальные, политические, идеологические)

отношения как основа коммуникативной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту

деятельность называют духовным производством /наука, искусство, религия.../

Причиной возникновения и развития духовной деятельности является

материально-производственная деятельность, общественно-историческая

практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности

является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное,

эстетическое творчество, религиозная деятельность.

Особое место среди видов духовной деятельности ( идеологической,

нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная

деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной

деятельности является творчество.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения

человека к миру играет система мотиваций: потребности, интерес, воля, цель.

Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют

побудительными силами деятельности как активности.

25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и

гуманизма.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного

человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать

существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь

будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через

деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание

и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту,

человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного

продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.

Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание

новых предметов культуры называется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и

распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу

опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность

и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и

враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение

проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно

закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-

навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки

отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе

производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной

собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в

социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью

культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для

беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому

бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци

альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к

культуре.

26. Практика и ее основные формы.

27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности.

Творчество и свобода.

Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей,

т.е. практики. Практика - это чувственно-предметная деятельность человека,

преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания.

Она является источником, основой и целью познания, а также критерием

истины.

Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на

продуктивную (творческую), репродуктивную и рутинную. Эти три вида

деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а

присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой

профессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и нетворческих

профессий, закреплённых за субъектом деятельности раз и навсегда.

Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе

которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект

творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению

жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на

разрушение, уничтожение жизни и культуры.

Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только

один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два

компонента - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в

человеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.

Творческая деятельность - это единственная сфера, в которой человек может

быть свободным. Свободным, таким образом, будет не тот, у кого есть свобода

выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он

становится творцом.

28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и

волюнтаризм

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной

активности, в чем и проявляется его свобода воли.

Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и

деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с

ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность

- это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание

ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и

понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности -

необходимое средство управления поведением личности со стороны общества

через ее сознание.

Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее

индивидуальностью, которая находит свое выражение в природных задатках и

психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения,

темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и

его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание

сознания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности

их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы

потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный

человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.

Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его

способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а

также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни,

деятельности. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха

порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую живет

человек, родился и сформировался, уровень культуры народа определенным

образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность

фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В

индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность,

независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-

значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем,

но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма,

создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который

стал «марсельезой» XVI века.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь

нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости

индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.