бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в
качестве отрицания этого конечного.
24. Деятельность как способ существования, человека. Виды и структура
деятельности.
Великий французский мыслитель Поль Анри Гольбах /1723-1789/ сказал:
«Сущность природы заключается в том, чтобы действовать», а не менее великий
философ И. Г. Фихте /1762-1814/ продолжил эту мысль: «Действовать,
действовать - вот для чего мы существуем».
Проблема деятельности в философии имеет мировоззренческое и
методологическое значение.
Философско-мировоззренческий смысл проблемы деятельности заключается в том,
что она рассматривается в органической связи с проблемой активности,
универсального свойства развивающейся материи.
Деятельность является:
• основополагающим способом становления и развития нового уровня и формы
материальной организации - человеческого общества, цивилизации, культуры;
• основанием самоорганизации и самоуправления общественной, материальной
и духовной системы;
• источником и причиной возникновения и функционирования общественных
законов; Проблема деятельности - это проблема:
• социальной жизнедеятельности человека;
• формирования личности как субъекта общественно значимой деятельности;
• возникновения и развития качественно новой в эволюции мира творчески
созидательной активности;
• космизации, воздействия космоса на деятельность человека, вовлечение в
человеческую деятельность факторов внеземной природы, вхождения человека в
космос, создания им космических объектов, воздействия на космическую
эволюцию.
Типы деятельности: материальная и духовная.
Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность,
направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности
связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих
жизнедеятельность общества.
В процессе материальной производственной деятельности возникают
общественные (экономические, социальные, политические, идеологические)
отношения как основа коммуникативной деятельности людей.
Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту
деятельность называют духовным производством /наука, искусство, религия.../
Причиной возникновения и развития духовной деятельности является
материально-производственная деятельность, общественно-историческая
практика. Продуктом и в то же время процессом духовной деятельности
является духовная культура - система духовных ценностей, интеллектуальное,
эстетическое творчество, религиозная деятельность.
Особое место среди видов духовной деятельности ( идеологической,
нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная
деятельность. Высшим качественным уровнем интеллектуальной и всей духовной
деятельности является творчество.
Особую роль в развитии и реализации деятельности как активного отношения
человека к миру играет система мотиваций: потребности, интерес, воля, цель.
Эти внутренние, психологические элементы в структуре деятельности называют
побудительными силами деятельности как активности.
25. Опредмечивание и распредмечивапие. Проблема отчуждения и
гуманизма.
Процесс формирования духовности как неотъемлемой характеристики подлинного
человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать
существование в мире идеального, самое главное - его реализовать. Ведь
будучи потенцией мира, идеальное осуществляется исключительно через
деятельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание
и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту,
человек занимается распред-мечиванием, т.е., переводом свойств культурного
продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и навыки.
Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание
новых предметов культуры называется опредмечиванием.
Правда, в антагонистических обществах процесс опредме-чивания и
распредмечивания приобретает отчуждённую форму. Применительно к процессу
опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность
и её результат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и
враждебную ему силу. Применительно к процессу распредмечивания отчуждение
проявляется в том, что человеческие способности кажутся навечно
закреплёнными за определённым классом (господствующим), который всего-
навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки
отчуждения - в относительной обособленности индивидов в процессе
производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной
собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в
социальной и духовной сферах.
Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание человека высшей ценностью
культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для
беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому
бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци
альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к
культуре.
26. Практика и ее основные формы.
27. Способность к творчеству как высшее проявление человеческой активности.
Творчество и свобода.
Познание осуществляется не ради познания, а ради человеческих потребностей,
т.е. практики. Практика - это чувственно-предметная деятельность человека,
преобразующая природные и социальные объекты на основе истинного познания.
Она является источником, основой и целью познания, а также критерием
истины.
Что же касается человеческой деятельности, то ее условно можно разделить на
продуктивную (творческую), репродуктивную и рутинную. Эти три вида
деятельности не существуют разрозненно и обособленно друг от друга, а
присутствуют практически в любом виде труда, в любой человеческой
профессии. В этом смысле нет и не может быть творческих и нетворческих
профессий, закреплённых за субъектом деятельности раз и навсегда.
Под творческой деятельностью можно понимать такую деятельность, в процессе
которой появляется нечто качественно новое, в первую очередь сам субъект
творчества, личность. Творческий процесс служит сохранению и обогащению
жизни, в отличие от антитворчества, которое изначально направлено на
разрушение, уничтожение жизни и культуры.
Из трёх компонентов человеческой деятельности устранён может быть только
один - рутинный труд, который может быть передан машинам. Остальные два
компонента - продуктивный и репродуктивный - всегда сохранятся в
человеческой деятельности, хотя пропорции их могут изменяться.
Творческая деятельность - это единственная сфера, в которой человек может
быть свободным. Свободным, таким образом, будет не тот, у кого есть свобода
выбора, а тот, кто вышел на такой уровень деятельности, в которой он
становится творцом.
28. Философское осмысление свободы. Свобода и необходимость. Фатализм и
волюнтаризм
Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной
активности, в чем и проявляется его свобода воли.
Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и
деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с
ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность
- это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание
ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и
понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности -
необходимое средство управления поведением личности со стороны общества
через ее сознание.
Свобода личности, проявление этой свободы, обусловлены ее
индивидуальностью, которая находит свое выражение в природных задатках и
психических свойствах человека - в особенностях памяти, воображения,
темперамента, характера, т.е. во всем многообразии человеческого облика и
его жизнедеятельности. Индивидуальную окраску имеет и все содержание
сознания, взгляды, убеждения, суждения, мнения, которые даже при общности
их у разных людей всегда содержат в себе нечто «свое». Индивидуализированы
потребности и запросы каждого отдельного человека, и на все, что данный
человек делает, он накладывает свою неповторимость, индивидуальность.
Но только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его
способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а
также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни,
деятельности. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха
порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую живет
человек, родился и сформировался, уровень культуры народа определенным
образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.
Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность
фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В
индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность,
независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально-
значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем,
но и великим математиком, инженером. Лютер - основатель протестантизма,
создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который
стал «марсельезой» XVI века.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Лишь
нравственность дает возможность утверждаться личностной независимости
индивидуума, развивать его умение руководить своей деятельностью, строить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12