другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего.
Выявить сущность материи можно только через изучение движения.
Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами
являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи
характеризует ее протяженность, структурность, существование и
взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма
бытия движущейся материи выражает длительность ее существования,
последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных
систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они
нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности
или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие
субстанциальной концепции пространства и времени.
Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная
протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо
процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям
равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях,
например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как
априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения
наших опытных данных.
Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная
концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою
особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.
Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не
существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения
современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию,
раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных
процессов.
В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории
относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что
при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются
пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и
временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые
сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также
глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе
существует единое пространство - время. Поскольку само изменение
пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела,
то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся
материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что
геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения,
которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит
искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и
замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует
органичное единство пространства, времени, движения, материи.
18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности
человека. Общественно-историческая сущность сознания.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И
в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема
сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже
таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие
парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология,
биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность,
многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его
определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним.
Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую
мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания,
педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.
Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей,
как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия,
прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука
доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи.
Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно
позднего развития материального мира.
Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе
преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания
связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности
человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.
Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в
которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных
действий в совместную коллективную деятельность по формированию и
воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания
общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и
представления общественного сознания, а активно включаются в реальную
совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой
деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в
одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к
другому.
Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой
коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание
выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему
воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления
сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по
способу функционирования (функция программирования совместного действия,
социальная память).
Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только
высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат
развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание
неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.
Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи,
определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,
объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно
взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают
определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов,
процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие
изменения, оставляет тем самым определенный в том объекте, явлении,
процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в
результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия
материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях
определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.
Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность
материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах
особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с
последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в
любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,
содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение
одного материального образования в особенностях другого.
одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем
следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из
моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как
определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно
отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные
процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и,
наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.
Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и
связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-
материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для
понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из
этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды
отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках
взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных
уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения
инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной
деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция
сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и
речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные
ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается
в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма
психической деятельности, связанная с трудом и речью.
20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.
Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12