Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего.

Выявить сущность материи можно только через изучение движения.

Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами

являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи

характеризует ее протяженность, структурность, существование и

взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма

бытия движущейся материи выражает длительность ее существования,

последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных

систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они

нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности

или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие

субстанциальной концепции пространства и времени.

Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная

протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо

процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям

равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях,

например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как

априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения

наших опытных данных.

Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная

концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою

особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не

существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения

современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию,

раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных

процессов.

В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории

относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что

при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются

пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и

временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые

сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также

глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе

существует единое пространство - время. Поскольку само изменение

пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела,

то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся

материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что

геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения,

которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит

искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и

замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует

органичное единство пространства, времени, движения, материи.

18.Категория "сознание" как философский способ выражения уникальности

человека. Общественно-историческая сущность сознания.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. И

в тоже время нет в научном познании более сложной проблемы, чем проблема

сознания. Оно до сих пор во многих аспектах остается загадочным и даже

таинственным явлением (например, ясновидение, телепатия и другие

парапсихологические феномены). Сознание изучают философия, психология,

биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Объемность,

многогранность, многосистемность сознания приводят к тому, что любое его

определение кажется представителям разных наук неполным, односторонним.

Между тем понимание природы сознания создает определенную философскую

мировозренческую позицию для других наук - социологии, языкознания,

педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики.

Что же представляет собой сознание, в какой связи оно находится с материей,

как возникает? Длинный и трудный путь прошли естествознание и философия,

прежде чем они смогли дать ответ на эти вопросы. Современная наука

доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи.

Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно

позднего развития материального мира.

Возникновение сознания связано с формированием культуры на основе

преобразовательной общественной деятельности людей. Возникновение сознания

связано с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности

человеческого сообщества, что предполагает общение людей, их кооперацию.

Это общение, кооперация входят в содержание человеческих представлений, в

которых отражается опыт культуры. В этой включенности индивидуальных

действий в совместную коллективную деятельность по формированию и

воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания

общественной природы сознания. Люди не просто пассивно усваивают нормы и

представления общественного сознания, а активно включаются в реальную

совместную деятельность, в конкретные формыобщения в процессе этой

деятельности. Без этого была бы невозможна совместная деятельность людей в

одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к

другому.

Сознание выступает как условие программирования специфически человеческой

коллективной деятельности по созданию и развитию форм культуры. Сознание

выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схему

воспроизводства накопленного человеческого опыта Нормы и представления

сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по

способу функционирования (функция программирования совместного действия,

социальная память).

Итак, сознание - продукт природы, свойство материи, но не всей, а только

высокоорганизованной - человеческого мозга. Сознание возникло как результат

развития материи, сознание неразрывно связано с материей Сознание

неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

19. 0тражение в природе и сознание человека. Информация.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи,

определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,

объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно

взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают

определенные изменении. Каждый из взаимодействующих объектов,

процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие

изменения, оставляет тем самым определенный в том объекте, явлении,

процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в

результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия

материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях

определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность

материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах

особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с

последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в

любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом,

содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение

одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем

следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из

моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как

определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно

отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные

процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и,

наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и

связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-

материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для

понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из

этих, предпосылок является положение о том, что любые формы и виды

отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных

уровнях развития. Процесс становления человека был процессом разложения

инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной

деятельности. Сознание может возникнуть лишь как функция

сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и

речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные

ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается

в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая форма

психической деятельности, связанная с трудом и речью.

20. Проблемы идеального. Материальное и идеальное.

Сознание представляет собой одновременно и процесс отражения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.