Рефераты. Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру






"сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей

действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

14.Категория "материя" как средство философского объяснения мира. Отличие

категории "материя" от естественнонаучных представлений о строении и

свойствах конкретных вещей и процессов.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира

состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как

существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в

определение материи в широком значении - как сознание вообще:

индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более

широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она

означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании,

обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.

Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего

мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость

(первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1)

Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость

высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость

внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира

определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и

сознания заключается в независимости материи от сознания и производности

сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и

все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это

весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления.

Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.

Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех

свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие

свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои

атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в

качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение

(развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств:

отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие

материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие

характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир,

существующий в перечисленных выше формах бытия.

15. Эволюция философских представлений о материи.

А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность

этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые

первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по

мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес

из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса -

огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов

являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые

вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять

природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении

сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала

пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени

отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с

протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А

французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой,

считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес,

непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи

на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например,

подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо

образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского

излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике

возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что

прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного

атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и

значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому

уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия

"материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же

следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была

выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя

исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло

изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до

сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего

философская категория, которая выработана для обозначения объективной

реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося

в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или

иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным

аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого

следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под

материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная

реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в

аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же

время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с

новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в

принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

16. Принцип единства мира, многообразие вещей и процессов.

Вопрос о бытии - одна из "вечных" мировоззренческих проблем. Это

определяется тем, что первой и универсальной предпосылкой жизнедеятельности

людей является их убеждение в том, что мир есть, что он существует. Не

случайно, например, Библия, канонизированная религиозной традицией в

качестве "священного писания", начинается именно с книги "Бытия". А в

философии понятие "бытия" лежит в основании многих систем прошлого и

настоящего. Что же означает понятие "бытие"?

Категория бытия фиксирует не только существование чего-либо (предметы,

состояния, люди, идеи, мир в целом), но и объединение всего через факт

существования. Бытие - наличное существование многообразия вещей. Это

позволяет говорить, с одной стороны, об уникальности отдельных проявлений

бытия, а, с другой, - об обобщении, объединении в группы, целостности, что,

в итоге, приводит к выводу - бытие является предпосылкой единства мира.

В связи с этим в философии анализируется проблема форм бытия Основными из

них являются: бытие вещей, тел как природного, так и искусственного

происхождения; бытие человека; бытие духовного; бытие социального. Все эти

формы, будучи различными, в то же время взаимосвязаны. Возникает вопрос,

имеется ли общая основа всего существующего, и как она выражена в

философии? Ответ на него приводит к понятию субстанции (то, что лежит в

основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных

вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые

она и существует.

Учения, которые объясняют единство мира, исходя из одной субстанции,

относятся к философии монизма. Например, учения Фалеса. Спинозы и др., в

которых в качестве субстанции выступает материя, относятся к

материалистическому монизму. А философия Платона, Гегеля, где субстанцией

выступает дух, относится к идеалистическому монизму.

есть еще дуалистическая трактовка мира, противостоящая монизму. Например,

согласно Р.Декарту, мир образован двумя существующими исходными началами -

материальным и идеальным.

Современный материализм продолжает традицию материалистического монизма.

Это означает, что многообразие бытия во всех его формах он рассматривает с

точки зрения их материального единства. Субстанциальность материи при таком

подходе представляет собою бесконечно развивающееся многообразие единого

материального мира. Материя существует только в многообразии конкретных

объектов, через них, а не наряду с ними как некая телесность, праматерия,

из которой возникают и в которой исчезают конкретные предметы, вещи.

17. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в

природных и социальных системах.

Способом существования материи является движение. Этим сказано все.

Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно

и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения

нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном,

что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс

последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения .

Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение,

посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает

причиной самой себя.

Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее

самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя

раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.