Рефераты. Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)






важной особенностью философии В. С. Соловьева, является то, что он

попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения

естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке

этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но

придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое

значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низшие и высшие

уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к

высшему, а каждое высшее - "вбирает в себя" низшее. Онтологической

основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со

всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип

всеединства: "Все едино в Боге". Всеединство - это, прежде всего, единство

творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфильных черт. Философ

характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», "особую

организующую силу, действующую в мире".

Окружающий нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не может рассматриваться

как совершенное создание, непосредственно исходящее из творческой воли

одного божественного художника. Для правильного понимания Бога мало еще

признавать абсолютное существо. Необходимо принять его внутреннюю

противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого". Поэтому

Соловьев, следуя неоплатонической традиции, вводит в свою систему понятие

"идеи" и "мировой душил. "Божественный ум, «органическая сила», по умению

Соловьева, распадается на множество элементарных сущностей или вечных и

неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления.

Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями

и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как

особые эманации Божества, «живые элементарные существа" или идеи. Края

идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо.

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По

его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах.

Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.

Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он, наряду с

активными сущностями идеями, вводит такое активное начало как мировая душа.

И непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьева

именно мировая душа. Основным признаком ее является особая энергия, которая

одухотворяет все существующее. Однако, мировая душа, по учению Соловьева,

действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в божественном

импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею

всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название

Софии - мудрости. София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его

учение носит также название софилогия. Понятие Софии заимствовано

Соловьевым из неоплатонизма. Но он придает этому понятию своеобразную

интерпретацию. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить,

что мир - это не только творение Бога, безусловно, ему инородное.

Основой и существом мира является "душа мира" - София, которую следует

рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее

общность Богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в

философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и

совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус

Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным Богом, и

полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен

стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего

исторического процесса.

На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом

всего исторического процесса является одухотворение человечества,

соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно,

считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло

только в лице Иисуса Христа, т. е. через посредство "божественного слова".

Необходимо, чтобы соединение состоялось реально - практически и, притом, не

в отдельных людях (в "святых"), а в масштабах всего человечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское

обращение, то есть принятие вероучения христианства. Природный человек, то

есть человек не просветленный божественной истиной, противостоит людям как

чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные

ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.

Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения.

Этот процесс занимает весь исторический период жизни человечества.

Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и

добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке

Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

Современное общественное устройство предполагает, с точки зрения Соловьева,

единство "вселенской церкви" и монархического государства, слияние

которых должно привести к образованию «свободной теократии».

В гносеологическом аспекте принцип все единства реализуется через

концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь

трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в

существование абсолютного начала - Бога. Цельное знание, по Соловьеву, не

может быть получено только эмпирическими и рациональными средствами.

Эмпирическое знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а

рациональное - особенности самого мышления. Однако, истина или сущее не

даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через

непосредственное созерцание, интуицию. Таким образом, В. С. Соловьев в

своей концепции цельного знания попытался совместить принцип автономии

разума, на котором основывается рационализм, с принципом бого-

откровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия.

С точки зрения Соловьева, отвлеченное знание - необходимый момент как

в жизни каждого конкретного индивида, так и в жизни всего человечества. Без

него невозможно достичь логически связанной мысли. Однако, считает

Соловьев, односторонняя абсолютизация этого момента, превращение его в

самостоятельный и само подавляющий принцип заводит философию в тупик. Выход

из этого тупика находится, по его мнению, в осмыслении познания на основе

идеи как формы существования цельной мысли. Идею нельзя рассматривать как

продукт мышления. Мышление не способно проникнуть в идею. Идеи

доступны лишь интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции.

"Если явления, пишет Соловьев, сами по себе не представляют нам

универсальных истин, или идей, то эти последние, хотя материально связанные

с явлениями, должны формально от них различаться, иметь свое собственное,

независимое от явлений бытие и, следовательно, для познания их необходима

особенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими

прежними философами называем умственным созерцанием или интуицией и

которая составляет настоящую первичную форму цельного знания. (Соловьев

В.С. Собр. соч. СПб. 1901 - 1910. Т. 1. С. 290). Однако отвлеченное

мышление, - и даже интеллектуальная интуиция, с точки зрения православного

философа, не дают знания всего богатства реальности. Для проникновения в

сокровенные глубины бытия необходима особая познавательная способность,

обеспечивающая прорыв в сферу потустороннего, запредельного,

трансцендентного. Эта способность есть состояние одержимости, определяемое

возможностями трансцендентного существа. Соловьев называет это состояние

экстазом, эросом, вдохновением.

Утверждение Соловьева об истинном знании как синтезе эмпирического,

рационального и мистического познания является основанием для вывода о

необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство,

которое он называет «свободной теософией», позволяет рассматривать мир

как завершенную систему, обусловленную всеединством или Богом.

Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме

(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуальную

тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере, дать возможность

религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к

обоснованию религиозного мир о воззрения достижения науки и аппарат

философии. Интеллектуализму В. С. Соловьева в русской религиозной

философии противостояла антиинтеллектуальная тенденция.

Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в

которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся

замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее

недоступной критике с позиций логического мышления. В современной русской

религиозной философии мнение антиинтеллекгуализма наиболее последовательно

выражал Л. Шестов (1866 - 1938). Определяющим моментом его учения

является тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.