Рефераты. Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)






жизни и восхищался славянскими странами, где принимали его как «брата и

единоверца». По возвращении на родину Хомяков вошел в литературные круги

Москвы и Петербурга, опубликовал ряд стихотворений и поэму «Ермак». После

кратковременного возвращения на военную службу во время турецкой войны в

1829 г. Хомяков окончательно вышел в отставку и поселился в подмосковном

имении, проводя зимние месяцы в Москве. Здесь, в Москве, он и развернул

бурную деятельность по сколачиванию кружка своих единомышленников,

названного вскоре славянофильским.

На протяжении всей своей последующей жизни Хомяков сотрудничал в

различных периодических изданиях, преимущественно славянофильского

направления, выступал со статьями по вопросам крестьянской реформы,

социологии и философии. Из них наиболее значительными являются: «О

старом и новом» (1839), «О сельских условиях» и «Еще раз о сельских

условиях» (1842), «По поводу Гумбольта» (1849), «По поводу статьи

Киреевского о характере просвещения Европы и его отношении к просвещению

России» (1852), «По поводу отрывков, найденных в бумагах И. В. Киреевского»

(1857),

«О современных явлениях в области философии (письмо Самарину)», «Второе

письмо о философии к Ю. Ф. Самарину» (1859). Хомякову принадлежит большое

число богословских сочинений, написанных как результат полемики с

теоретиками католицизма. Но главный его труд - «Записки по всемирной

истории, или Семирамида», который остался незаконченным. Даже такой

горячий поклонник Хомякова, как Самарин, усмотревший в «Семирамиде» «много

свежих и светлых мыслей», вынужден был признать, что в «Записках»

недостает точных данных и в этом отношении труд 6езоружен.

Все современники - единомышленники и противники - отмечали огромные

познания Хомякова, редкую начитанность, полемический талант и ведущую роль

в выработке славянофильской идеологии. Герцен, не раз имевший случай

померяться силами с Хомяковым в жарких спорах, происходивших в московских

салонах, дал ему следующую характеристику: «Ум сильный, подвижный, богатый

средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым

соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь». Это был

«действительно опасный противник; закалившийся бретер диалектики, он

пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый

человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари,

караулившие богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он

был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего

славянского воззрения все на свете - от казуистики византийских

богословов до тонкостей изворотливого легиста. Но главной чертой этой

личности была глубокая религиозность. На все он смотрел глазами

православного христианина. Ю. Ф. Самарин в предисловии ко второму тому

сочинений Хомякова так и писал: «Хомяков жил в церкви». Через призму

православной догматики преломлялось у него решение всех коренных

практических и теоретических вопросов.

Религиозным духом пронизана его историко-социологиче-ская концепция,

которая занимает едва ли не центральное место в работах Хомякова. Она

всецело подчинена основной для славянофилов проблеме коренного различия

исторических путей России и Запада и доказательству самобытной

исключительности русского народа, что выводилось из неодинаковости

внутренних «начал» русской и западноевропейской жизни. За «начала»

принимались формы религиозного мировоззрения: в первом случае - православие

как истинное христианство, во втором - католицизм, в котором, по его

убеждению,. учение Христа подверглось искажению. Религия рассматривается не

только как движущая сила, но и как фактор, определяющий общественное и

государственное устройство, народный быт, мораль, склад характера и

мышление народов.

Для обоснования своих выводов Хомяков обращается к теоретическим и

историческим аргументам, прослеживая историю западноевропейских,

славянских, особенно русского, народов с древнейших времен. При этом истоки

современной жизни он пытается отыскать в библейских легендах о «первой

общине», «ноевом ковчеге», «деяниях Хама» и т. д., находя еще там

зачатки будущих конфессиональных направлений.

Первыми древними государствами, принявшими христианское вероучение,

были Греция и Рим. В духовном облике греков, несмотря на многобожие,

носившее земной характер, и отрицательную роль философии, которая

принимала «все сущее за необходимо сущее», все-таки преобладали «внутренняя

духовность» и внутренняя свобода человека. Поэтому Древняя Греция приняла

учение Христа в чистоте, передав его в таком виде Византии. Византия

погибла, но успела освятить Русь, в чем и состоит ее великая

историческая роль. Другая линия, по которой шло развитие, берет начало от

древних римлян, которые не знали религии как богопознания. Для них

верховным божеством было государство и право, а христианство, возведенное

в ранг государственной религии, было подчинено земным целям.

В германском мире западное христианство подверглось еще большим

искажениям в духе юридического формализма и логического рационализма.

Нарушение символа веры на Западе повело за собой разделение церквей на

католическую и православную и к разъединению путей Востока и Запада.

В Западной Европе все более и более развертывалась внутренняя борьба,

ставшая главной чертой ее истории. Начало этой борьбе положила сама

католическая церковь стремлением пап к светской власти, организацией

военно-монашеских орденов, крестовыми похода ми, насильственным насаждением

католицизма. Возникшее протестантство только обострило внутреннюю борьбу, а

реформация еще больше усилила односторонне рассудочный характер западного

просвещения, что привело к полному безбожию. Гегель довел до последней

крайности логический рационализм и подготовил материализм,

распространение которого свидетельствует об окончательном падении

Запада в социальном и культурном отношениях. Результатом духовного краха

европейских народов являются революции конца ХVIII и первой половины

ХIХ столетий. Иначе, по мнению Хомякова, протекала история России, которая

подвергается им предельной идеализации. Славян он выводит от древней

иранской народности - вендов, от которых они унаследовали высокую

духовность, нравственную чистоту и поклонение свободно творящему

божеству. Славяне отличались кротостью, жили свободными общинами; им были

чужды стремления к захвату и подчинению других народов, жажда власти и

аристократизм. В конце Х в. «мирной проповедью», без насилия на Руси было

принято христианство как вера, близкая духовному складу русского народа.

В отличие от католической церкви, авторитет которой опирался на

светскую власть и внешнюю силу, православие с самого начала отличалось

демократизмом и полным слиянием с духом народа. Хомяков при этом, конечно,

не хочет видеть социальных требований принятия христианства и

политических интересов великокняжеской верхушки, «крестившей» Русь. Его не

смущает ни прогнивший императорский режим Византии Х - Х1 вв., которому

подражали русские князья, а позднее цари, ни антимирской, полумистический

характер византийского православия, раздираемого ересями и увязшего в

борьбе с ними. Напротив, он утверждает, что константинопольская церковь

(которая в действительности вытравляла и преследовала эллинскую культуру) в

чистоте передала России духовные начала древних греков. Настойчиво и

последовательно он утверждает, что истинное византийское христианство

оплодотворило Русь, привело ее к быстрому общественному и культурному

подъему, поставило выше Византии и всей Европы.

Однако в описании дальнейшей истории русского народа Хомяков

столкнулся с большими трудностями. И в самом деле, как объяснить, что,

начиная с ХIII в., Русь все заметнее отстает от стран Западной Европы в

области культуры и просвещения. Религия - главный, определяющий фактор

развития - остается одной и той же, а другие обстоятельства, например

феодальная раздробленность, татаро-монгольские завоевания, закрепощение

крестьян и т. д., Хомяковым во внимание не принимаются или относятся к

разряду сопутствующих, случайных. Ведь если православие, приложенное к

девственной почве Руси, не дало длительного и устойчивого движения к

достижению высших культурных ценностей, то оно не могло быть абсолютным

началом культуры. Хомяков не нашел убедительного решения этой антиномии и

вынужден был прибегать к различного рода оговоркам и соображениям,

выходящим за рамки его религиозной концепции, вступая в противоречие с

собственными исходными посылками. Оказывается, Русь к моменту принятия

христианства уже претерпела известное влияние со стороны племен иного

склада и не была «девственной». Немаловажную роль здесь сыграл и сам

характер восприятия новой веры: ввиду низкого культурного развития народ

не понял ни высокой святости, ни истинной сущности православия, которое

было воспринято скорее чувственно, со стороны обрядности, а не

аналитически, как богопознание. Итак, возникает заколдованный круг. С одной

стороны, Хомяков настаивает на том, что в основе народного просвещения и

культуры лежит истинная вера, которая все определяет, с другой - для

глубокого усвоения вероучения и понимания его подлинного смысла

необходим определенный культурный уровень и известная степень в развитии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.