божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего.
Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к
моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания
личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат.
Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность
собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего
истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно.
Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или
трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что
есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь
идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна
любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми
или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе
это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к
Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт
встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и
является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».
Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление
этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2-
сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию
собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика -
моральная диалектика.
Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая
духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное.
Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы
человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и
неосознанное отчаяние. Ступени:
1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не
развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека
организовать свою жизнь основываясь на собственных силах.
Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере
эстетического - просто возможность.
2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние-
слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от
собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть
собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние
- вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть
непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью.
Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр.
сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое
насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно
преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога.
Этическая рефлексия - только приближение к духовности.
3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать
человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему
свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность
и нравственость.
41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и
этапы развития. Германия.
1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце,
Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и
Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген,
Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания
и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. -
физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая,
реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген,
Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт).
Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом
методологических оснований естествознания и исторических наук
19 века.
Н.- считало основным достижением кантовской философии
признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности
субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в-
себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к
предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно
проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как
задача(объект познания не дан, но задан как задается математической
функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет
смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие
в сознании»).
Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом
мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого
бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. -
разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование
мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но
неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней
активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот.,
хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или
Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности.
Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.
Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории
«бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией
остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация
логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.
42. Логика науки Марбургской школы. Германия.
Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства
сознания.
2. Тождество философии и метода.
3. Признак философского метода - принцип развития сознания.
Германн Коген(1842-1918)
«Система чистого познания»
Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой
предмет.
Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель
созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания
- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно -
всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.
Функция философии - методология науки.
Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои
законы.
Философия системы культуры
В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля
3. Чистое чувство.
Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука,
этика, искусство.
Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить
единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает
естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о
природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с
гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия -
наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика
преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия
самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика
создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать
то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения
единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.
Пауль Наторп. Предмет - психология. «Всеобщая психология»,
«Введение к психологии согласно критическому методу».
Сознание как процесс и единство, соотношение объективного и
субъективного- соотношение формы и содержания. Задача философии
-исследование субъективности и ее связи с другими субъективированными
науками. Связь психологии и др. Наук. Любая наука - продукт активной
деятельности субъекта. Сущность субъекта психологии вклюяает возможность
ее связи. Структура сознания - 3 уровня. 1. Нечто, что
осознано(содержание) 2. Некто, кто осознает(Я) 3. Отношение между Я и
содержанием. Сознание - т.о. единство субъекта, содержания и их связи.
Т.о. первоначальное Я - беспредметно, т.к. не находится на уровне
содержания. Оно формально, только по мере своего развития, субъект
получает свое содержание. Функции сознания - представление, мышление,.
Воля, чувство, желание и т.д. Сознание - единство во множестве своих
функций, функциональное единство. Но оно неочевидно - его надо доказать.
Сознание - формальный аспект(субъективный), содержательный-
объективный. Содержание- каждый раз внутренне имеет активный характер.
Вопрос о соотношении формы и содержания показывает динамику развития
сознания, как формы так исодержания. Соотношение формы и содержания
проявляется в процессе объективации(конструирования действительности) и
субъективации(реконструкции). О. - прогресс, С. - регресс. Цель
объективации - найти единство сознания. С.- многообразие сознания.
Объективность зависит от контекста знания. Презентация и репрезентация -
структура сознания и ее генезис. Функция презентации - ощущение,
репрезентация - представление, потом мышление. Отношение содержание и
формы определяет формы познания, кроме мышления. Субъект.-объект.
Отношения определяют взаимодействие психологии с другими науками.
Психологический субъект содержит в себе не только форму. Но и
содержание, кот. может стать содержанием других наук. Наторп -
панпсихист, сознание - все. Всеобщность сознания - основа единства
культуры.
Эрнст Кассирер. Германия.
«Познание и действительность», «Философия символических форм», «Опыт о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11