Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего.

Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к

моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания

личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат.

Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность

собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего

истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно.

Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или

трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что

есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь

идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна

любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми

или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе

это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к

Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт

встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и

является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».

Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление

этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2-

сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию

собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика -

моральная диалектика.

Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая

духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное.

Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы

человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и

неосознанное отчаяние. Ступени:

1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не

развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека

организовать свою жизнь основываясь на собственных силах.

Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере

эстетического - просто возможность.

2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние-

слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от

собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть

собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние

- вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть

непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью.

Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр.

сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое

насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно

преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога.

Этическая рефлексия - только приближение к духовности.

3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать

человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему

свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность

и нравственость.

41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и

этапы развития. Германия.

1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце,

Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и

Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген,

Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания

и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. -

физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая,

реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген,

Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт).

Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом

методологических оснований естествознания и исторических наук

19 века.

Н.- считало основным достижением кантовской философии

признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности

субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в-

себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к

предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно

проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как

задача(объект познания не дан, но задан как задается математической

функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет

смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие

в сознании»).

Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом

мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого

бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. -

разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование

мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но

неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней

активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот.,

хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или

Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности.

Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.

Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории

«бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией

остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация

логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.

42. Логика науки Марбургской школы. Германия.

Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства

сознания.

2. Тождество философии и метода.

3. Признак философского метода - принцип развития сознания.

Германн Коген(1842-1918)

«Система чистого познания»

Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой

предмет.

Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель

созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания

- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно -

всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.

Функция философии - методология науки.

Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои

законы.

Философия системы культуры

В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля

3. Чистое чувство.

Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука,

этика, искусство.

Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить

единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает

естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о

природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с

гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия -

наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика

преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия

самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика

создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать

то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения

единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.

Пауль Наторп. Предмет - психология. «Всеобщая психология»,

«Введение к психологии согласно критическому методу».

Сознание как процесс и единство, соотношение объективного и

субъективного- соотношение формы и содержания. Задача философии

-исследование субъективности и ее связи с другими субъективированными

науками. Связь психологии и др. Наук. Любая наука - продукт активной

деятельности субъекта. Сущность субъекта психологии вклюяает возможность

ее связи. Структура сознания - 3 уровня. 1. Нечто, что

осознано(содержание) 2. Некто, кто осознает(Я) 3. Отношение между Я и

содержанием. Сознание - т.о. единство субъекта, содержания и их связи.

Т.о. первоначальное Я - беспредметно, т.к. не находится на уровне

содержания. Оно формально, только по мере своего развития, субъект

получает свое содержание. Функции сознания - представление, мышление,.

Воля, чувство, желание и т.д. Сознание - единство во множестве своих

функций, функциональное единство. Но оно неочевидно - его надо доказать.

Сознание - формальный аспект(субъективный), содержательный-

объективный. Содержание- каждый раз внутренне имеет активный характер.

Вопрос о соотношении формы и содержания показывает динамику развития

сознания, как формы так исодержания. Соотношение формы и содержания

проявляется в процессе объективации(конструирования действительности) и

субъективации(реконструкции). О. - прогресс, С. - регресс. Цель

объективации - найти единство сознания. С.- многообразие сознания.

Объективность зависит от контекста знания. Презентация и репрезентация -

структура сознания и ее генезис. Функция презентации - ощущение,

репрезентация - представление, потом мышление. Отношение содержание и

формы определяет формы познания, кроме мышления. Субъект.-объект.

Отношения определяют взаимодействие психологии с другими науками.

Психологический субъект содержит в себе не только форму. Но и

содержание, кот. может стать содержанием других наук. Наторп -

панпсихист, сознание - все. Всеобщность сознания - основа единства

культуры.

Эрнст Кассирер. Германия.

«Познание и действительность», «Философия символических форм», «Опыт о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.