Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.

Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную

активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.

Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.

Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое

явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал

идеи Мен де Беран к естествознанию.

Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и

К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы

познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.

Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и

морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не

должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от

прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и

границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал

тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной

духовной активности продуцирует смысл вещей.

Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I

пол. 19 века.

Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались

произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде

рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей

(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это

позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились

думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в

человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были

публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему

человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.

Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.

Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен

ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает

человечество в хаос.

Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего

с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.

Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от

природы.

Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая

школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип

сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.

Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.

Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.

Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность

Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский

образ = романтическая литература. «Буря и натиск».

«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество

персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились

не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое

время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.

Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в

волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до

Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-

«странствия».

В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение,

не школа и не традиция.

Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития,

движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во

времени. Мир в его многообразии и единстве.

Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом

смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино,

сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление

именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо,

неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения

философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается

поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда

антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.

Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как

нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания,

философии и искусства. Инструментарий мистического хар-ра и пример такового

познания - их искусство.

Природа понимается как жизнь, все одухотворенно. Примат «содержания» над

формой. Приоритет фантазии над рассудком.

Философия Йенского кружка(1797-1804)

Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф-

ф - литературовед.

Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя

Ницше и относился к ним скептически.

Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным

взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не

должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие

явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде

необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать

его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее

интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика

интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с

непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из

целого путем механической связи частного.

Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить

ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу

виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не

явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий

уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики

рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная

редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию».

Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как

база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не

имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против

диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские

воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка

полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет

свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики

кончали сумасшествием. Попытка выхода из эстетического тупика: Шиллер.

Последователь Канта. Воссоединение утраченной целостности субъекта -

эстетический акт. Шиллер рассматривает как эстетическое склонность,

желание, побуждение, как рациональное - долг. Эстетическая сфера - гармония

чувственного влечения и долга. Не имеет никакой реальности, эстетическая

видимость, фантом. Образ целостности человека. Эстетическая сфера -

средство нравственного воспитания человека. Субъект среди царств

нравственного долга и законов природы строит сферу прекрасного. Она имеет

онтологический статус в самом человеке. Ценна тем, что готовит человека к

нравственности. В одном случае субъект несубстанциален, в другом

эстетическая сфера становится базой морали. Позиция Канта реалистичнее

позиции Шиллера. Романтики исходят из того, что сфера эстетики - сфера

продуцирования нереальных образов. Эстетическое суждение должно иметь

реальную основу.

Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным,

естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС.

Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши

субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ

представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё

понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть

идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание

целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в

эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого

произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте

никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства

невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму.

Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В

каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и

познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ

учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру

ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе

разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет

чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста».

Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с

понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на

ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина

мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд.

Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» -

сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков,

требующих отказа от выражения нравственной позиции в

произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/

ирония как активность познающего разума, 2/ как активность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.