Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из

целого путем механической связи частного.

Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить

ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу

виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не

явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий

уровень развития.

Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.

«Абсолютный идеализм» как венец философии. Термин - философия

жизни - родился у Шлегеля. Осмысление жизни с точки зрения фил-фа как

чего-то целостного, единого, но находящегося в вечном изменении.

Жизнь в качестве предмета представляется как нечто универсальное,

существующее само по себе, с чем по богатству проявлений не может

сравниться никакое знание - философия жизни как взгляд со стороны на

познание мира.

Сфера фил-ии жизни - сфера духовной жизни. Ее предмет -

внутренняя жизнь во всей ее полноте. С точки зрения формы и метода

она предполагает сознание уже пробужденное к жизни - сознание здесь

воспринимается как целостное, ибо предмет - целостная жизнь.

Критерии полноты этого знания - неомертвленность предмета знания.

Как таковое это личностное знание непередаваемое в логической форме.

Философия как всеобщее сознание, охватывающее всего человека и

предмет его деятельности, может по форме соотносится с наукой, но до

тех пор пока она сможет сохранять свою соотнесенность с жизнью. Однако

творчество Шлегеля было фрагментарным и неопределенным. Заслуга более

четкого выражения романтизма принадлежит следующему поколению

романтиков- Зольгер.

Искусство - творение гения, для кот. только и доступен синтез конечного

и бесконечного. Его миссия быть проводником бесконечного. Это

достигается посредством превосхождения собственной конечности, существа

- ограниченности разума. Метод - ирония. Она стоит по ту сторону любого

знания и действия, той или иной формы выражения человеческого духа,

неспособной исчерпать его самого. Ирония есть избегание себя, искусство

развоплощения. Ирония как активность познающего разума.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики

рассматривают его как демиурга, независимого от морали.

Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного

творчества - «иронию». Бесконечная рефлексия, создание образов

сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового.

Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс

рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания.

Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека

к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от

этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою

субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики

кончали сумасшествием.

13. Диалектика и общая герменевтика Фридрих Даниил Эрнст

Шлеймахера(1768-1834). Германия.

«Рассуждения о религии»- 1779, «Монологи»- 1800 и т.д.

Предтеча философской герменевтики. Создает «Общую герменевтику» не

ограниченную в своем применении только к текстам. Любой текст требует

диалектического понимания: важно каким языком пользуется автор и каковы

его собственные особенности. Язык составляет грамматику, особенности

автора - психологию. Понимание текста , исходя из духовного понимания

автора . Психологический момент Ш. определяет как особый способ

мышления и чувствования. 2 метода герменевтики: 1. Грамматический. 2.

Психологический. Однако понимание не является простым суммированием

этих двух аспектов. Оно должно пройти три ступени: 1. Повседневная,

проходит бессознательно. 2. Обобщенный опыт специальной герменевтики,

напр., религиозной. 3. Высшая форма - искусство - в основе лежит факт,

что язык и мышление в некоторый момент взаимно определяют и

ограничивают друг друга, в результате чего получается некоторая

конструкция которая и подлежит толкованию. Основанием герменевтических

процедур является герменевтический круг: « Понимание целого должно

исходить из части, понимание части должно исходить из целого.». В этом

диалектическом замыкании себя самого на промзведении и рождается

понимание. Познание начинается с целого,. Целое имеет приоритет перед

частным, но потом отношение меняется - целое и частное уравнивается.

Также должны быть уравнены позиции толкования и толкуемого - нужно

вжиться в чужую эпоху. Понимание этого и дает целое. Текст должен

включаться в горизонт всего творчества автора. Проникновение в

произведение происходит постепенно. Грамматическое истолкование -

связанно с искусством находит смысл с помощью языка, носит внешний,

объективный характер. Психологическое истолкование - Дает возможность

исследовать субъективные моменты речи автора, его внутреннюю сущность.

Эти два истолкования взаимосвязаны: первое определяет рамки

исследования, второе выявляет заключенный в этих рамках смысл. Первое

формально, второе содержательно. 7 правил истолкования: 1.

Психологическое истолкование должно начинаться с общего обзора

произведения. 2. Нужно использовать герменевтический круг. 3.

Необходимо понять стиль автора. 4.Понимание стиля может быть достигнуто

только приблизительно. 5. Необходимо уравнивание позиций автора и

исследователя. 6. Необходимо использовать индуктивный и сравнительный

метод. 7. Понимание идеи произведения складывается из понимания

адресата произведения и материала произведения.

Для Ш. диалектика - искусство. Интерес к нему - со2 пол. 19века.

Помимо простой техники понимания и истолкования, она осваивает саму

интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое.

Понимание частного и элементарного следует из понимания целого. Необходимо,

чтобы текст, интерпретируемое и интерпретатор, принадлежали одному

горизонту. Проблема стоит в удержании тотальности объекта понимания, в

целостности операции понимания,обхватывающей и субъект и объект. Два ее

свойства: 1- необходимое предзнание целостности интерпретативного действа.

2- необходимость принадлежности действия и понимания к более широкому

горизонту. Переводы Ш. Платона.

Религия - отношение человека со всеобщим. Религия - интуиция и чувство

бесконечного. Бесконечное, оставившее след в человеке, и есть интуиция.

Религиозное чувство - форма тотальной зависимости конечного человека от

всеобщего как бесконечного. Ш.- убеждение в приоритете для познания

внутр. чувства, логической непостижимости высшего начала - Бога.

Философия как синтез конечного и бесконечного, осуществляемый

творческой силой духа.

Несколько отличен от романтиков, хотя принадлежит этому течению.

Разделял взгляды Шлегеля., Новалиса, но по своему настрою был религиозным

человеком. Оставил после себя много трудов. Стал известен в Германии

благодаря работе: «Речи о религии. Обращение к людям образованным, но

презирающим ее.» В нее вошли два монолога. Шлейермахер был протестантским

теологом, но в книге выходит за рамки теологического языка и пытается

объяснить философским языком суть религии. Ш. был действующим священником ,

хотел восстановить утраченную связь между религиозностью и духовностью,

т.к. считал что вне религии человек индивидуализируется и теряет свою

человечность. Человек может быть человеком только в сообществе,

человечестве. Преподавал в Берлине в одно время с Гегелем - диалектику.

39.Философия культуры Г. Зиммеля(1858-1918) Последний представитель

фс. Жизни. Германия.

Увлеченность Ницше, позитивизмом. Близок к неокантианству. Не был

связан с академической философией. Но на закате жизни высказался в

пользу релятивизма. Интерес к Канту, Гете.

Феноменология жизни: Интерес к социальным проблемам. «Социальная

дифференциация». Интерес к проблемам культуры сквозь призму

эволюции жизни, которая достигает зрелости в самой культуре. Тезис:

теоретическое и явленное само по себе в культуре не существует.

Задача - адекватно воспроизвести явленность культуры-

«Жизневоззрение», «Созерцание жизни».

Открытие индивидуального закона, рассмотрение культурно

образующих составных современной эпохи.

Но в понимании жизни у З. нет ницшеанского декаданса. Вечное

возвращение привязывается к явленности этой жизни. Взгляды Ницше

соединились с ранним Гегелем.

Жизнь иррациональна, самодостаточна - внеценностна. Факты жизни -

труд, творчество, которые становятся ценностями лишь когда они

рассматриваются с точки зрения определенных идеалов, помещаются в

культурный контекст. Дух, жизнь образуют культуру путем

саморефлексии. Культура - результат духовной и практической

деятельности человека. Как таковая она уловима лишь в определенном

контексте. Сами по себе ценности важны для развития культуры, но не

являются ее основанием. Ее основание - сама жизнь, Дух. В этом

конфликт не только совр. явленности жизни, но и сама «трагедия жизни»

в аспекте ее явленности. Культура - поздний уровень объективации

жизни. Явленность подталкивает к осмыслению соц. форм культуры -

общества.

Общество не есть цельный монолитный организм, а единое целое,

состоящее из множества соц. групп, слоев, кот. состоят из индивидов.

Т.о. конфликт любой культуры трагически отзывается в осмыслении

существования каждым индивидом. Трагедия - мироощущение с сознанием

собств. неповторимости и причастности к обществу. Трагедия З.

отличается от Ф.Н. стремлением соединить метафизику с теологией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.