Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






природу). Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не

влияет на волю к жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм,

химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное

познание невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр

был теоретиком вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не

знает о том, что он есть мир... Потому он становится миром для

первого познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива.

Сам факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом

заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном

из названных двух элементов представления, но в чем-то совершенно

отличном от представлений. Это воля. «Хочу, следовательно существую» -

это тот пункт опыта, где мое внутреннее существо, субъективная

реальность (воля) совпадает с реальностью объективной (телом). Т.о.

ядром явления оказывается воля, как человека, так и мира. В каждой вещи

есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический образ ее действия,

ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как то, что для

человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним. Воля,

безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом

качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина,

ядро всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и

человека есть различие в степени проявления, но не сущности того, что

проявляется. Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от

всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при

посредстве «области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных

индивидах, предстоят как недостигнутые их образцы, или как вечные формы

вещей». Соперничество, противоречия лишь проявление свойственного воле

раздвоения самой себе. Это основа динамики мира. «Мировая воля и воля к

жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление.

Мир как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке

вечного становления ничто не находит своего полного непротиворечивого

осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее

сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям

голодной воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как

продукт воли к жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки

зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления,

но может освободиться от своей служебной роли, существовать само по

себе как светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

23.Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра. Германия.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть

явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации,

кот. определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее

объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены

растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от

всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой

перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.

Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона

основания, свободная деятельность человека. Существо гения состоит в

способности созерцания идей, требующей полного забвения собственной

особы. Гениальность есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается

в фантазии, чтобы видеть в вещах не то, что природа в действительности

преобразовала, а то, что она старалась образовать. Гений сродни

безумцу. Он - способность познавать идеи и быть самому соответствующим

идее, не индивидуумом, а чистым объектом познания. Гений достигает

свободы в отказе от самого себя.

Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля

объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной

она попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя

как волю к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может

осуществиться в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания.

Свобода достигается путем отрицания воли к жизни. (Мистика, аскеза и

квиетизм - отречение от всех желаний.) Посредством отрицания воли к

жизни человек выпадает из природного порядка вещей. Проявляется

сознание метафизической тождественности воли, как вещи в себе при

бесчисленном множестве ее проявлений, которую можно определить как

симпатию. Основой заблуждения человека по поводу его бытия является его

бытие как индивидуализированной воли. Преодоление этого эгоизм в

котором каждый обвиняет каждого открывает человеку его собственное, как

спонтанную творческую активность - искусство. Произведения искусство,

по большей мере музыка, способствуют этому открытию. На этом -

отрицании воли к жизни, проявляющемся в трех аспектах (Мистика, аскеза

и квиетизм - отречение от всех желаний), сходились все мистики.

24. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Дания.

Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего

диалектики сушей индивидуальности, чье существо есть экзистенция.

Задача - раскрытие существа Хр-ва и религии через раскрытие

возможностей бытия экзистирующей индивидуальности. Проблема

категориального определения экистенциональной диалектики - есть нечто,

что нельзя помыслить - существование. Акцент - мыслящее существует, а

не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как

историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их

объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его

действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика

трех стадий жизни.

1. Эстетическая - страсть(экзистенциальное понимание иронии) - жизнь

под маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной

конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе,

посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое.

Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе.

Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость

своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы

- эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего

противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние

бесконечного - воображение - приводит к растворению в

фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют

лишь виртуально.

2. Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает

выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. -

Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное

действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в

отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния.

Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно

предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как

полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как

страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая

эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум

до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание

себя истинным человеком через отречение от объективного.

3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической

так и этической. Мгновение и вечночность.

Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих

действий и т.д.

25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.

26. Этика и религия в учении Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-

1840. Время творчества К.- время распространения и критического

осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с

Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская

направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв

от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.-

слово Божие и протестанская догматика.

Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика

личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная,

диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх,

отчаяние, тревога, свобода.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» -

обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к

смерти».

Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни:

эстетической, этической и религиозной.

Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство,

досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству.

Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно

нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к

психическому(любое проявление чел. психики принадлежит сущему, а не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.