Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен

откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают

отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей

надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит

нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция

художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за

рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент

построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила,

отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача

- зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет

определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине.

Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от

свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира

вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в

художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие

продуктивности. Это фундаментальное свойство человека,

универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к

сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с

природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача

творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью

своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к

миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами,

неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов

природы и всеобщего морального содержания синтезируется

изображение общего, существующее только через индивидуальность.

Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих

законов. В искусстве общий смысл существует через

индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали.

Способность поэта - выразить это общее в единичном, через

индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное

существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый

объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству.

Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая

в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.

Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину,

которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей

истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения

человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности,

создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во

всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект

качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез

знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его

индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность

предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие

эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности

существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий

и основана на эмоциональной активности субъекта

«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.

Понятие бытия и переживания у Дильтея.

Критика историзма у Дильтея.

Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума,

обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и

позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот

проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка

человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-

1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о

духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.

Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее

категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние

переживания, человеческий мир структурирован как исторический.

Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их

единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.

Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.

Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание

и воспроизведение) - теория вчувствования?.

Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.

«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического

мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и

жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание

наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)

Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых

требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика,

вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается

связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в

природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся

объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве

тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание

обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе-

история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа,

объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается

естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе

благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение

Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и

через осмысление истории.

Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира,

абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка -

динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.

Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек-

существо историческое. Метафизические построения также являются

продуктом истории. Задача философа - предложить критически

понятую «философию» философии. Критика исторического разума из

анализа исторических оснований. Относительность любого

исторического феномена связана с фактом его конечности, но

осознание конечности и относительности - последний шаг к

освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого

переживания. Перед лицом относительности ясна ценность

непрерывной творческой силы как существенного исторического

элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в

историческом человеке.

22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.

«О четверояком корне закона достаточного основания».

Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос

посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон

каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.

Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее

(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие

объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип

каузальности распространяется только на представления, объективированный

мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.

Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса

объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные

формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические

объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет

каузальность, связывающую природные объекты. Познается рассудком. 2)

Принцип д.о. в сфере познания регулирует отношения между суждениями, когда

истинность посылок определяет истинность заключения, познается разумом. 3)

П.д.о. бытия регулирует отношения между частями пространства и времени,

выстраивает цепочки арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4)

Отношения между действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области

поступков.

Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений:

физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек

как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс

узнать себя как свободное существо.

21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля

вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во

времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием.

Тело есть объективация воли. В органических телах движение по мотивам и

движение по раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля

никогда не может быть причиной явления, она существует в форме явления,

она одна, но раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не

ясно, чему она подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое,

явления мира, как объективация воли, тождественны. Борьба между

ступенями объективации воли. Воля проявляется стремлением - состояние

каждого тела - вечное движение. На низкой ступени воля выражается как

слепой порыв, и чем она выше, тем она яснее объективируется. Мир как

представление возникает при вселении воли в органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни,

проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.