морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен
откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают
отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей
надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит
нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция
художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за
рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент
построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила,
отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача
- зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет
определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине.
Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от
свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира
вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в
художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие
продуктивности. Это фундаментальное свойство человека,
универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к
сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с
природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача
творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью
своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к
миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами,
неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов
природы и всеобщего морального содержания синтезируется
изображение общего, существующее только через индивидуальность.
Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих
законов. В искусстве общий смысл существует через
индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали.
Способность поэта - выразить это общее в единичном, через
индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное
существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый
объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству.
Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая
в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности.
Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину,
которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей
истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения
человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности,
создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во
всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект
качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез
знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его
индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность
предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие
эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности
существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий
и основана на эмоциональной активности субъекта
«Объективизация» жизни у В. Дильтея. Германия.
Понятие бытия и переживания у Дильтея.
Критика историзма у Дильтея.
Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума,
обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и
позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот
проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка
человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-
1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о
духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету.
Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее
категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние
переживания, человеческий мир структурирован как исторический.
Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их
единичности. Эти противоположности связываются понятием типа.
Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе.
Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание
и воспроизведение) - теория вчувствования?.
Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности.
«Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического
мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и
жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание
наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)
Течение жизни реализуется в комплексе объективаций, смысл которых
требует определенного усилия для понимания. Метод - герменевтика,
вчувствование. Особенность чел. мира и наук о дух устанавливается
связью понятий жизнь, экспрессия и понимания, кот. нет ни в
природе ни в естеств. науках. Жизнь и переживания становятся
объективным духом. Дух - объективируется в истории в качестве
тех или иных соц. институтов, повседневности человека. Понимание
обращенное в прошлое - источник наук о духе. Науки о духе-
история, о религии, искусстве, философии. Бытие- внешность духа,
объективность. Реальность в ее внешней стороне изучается
естественными науками. Ее внутр. смысл доступен наукам о духе
благодаря пониманию(с. познания совпадает с объектом, нахождение
Я в Ты, жизнь узнает жизнь). Понимание возможно в искусстве и
через осмысление истории.
Объективация - первая структурная хар-ка исторического мира,
абсол. Дух историчен и все что им создается. Вторая хар-ка -
динамическая связь, продуцирующая ценности и цели.
Автоцентричность каждой культурной системы и сообщества. Человек-
существо историческое. Метафизические построения также являются
продуктом истории. Задача философа - предложить критически
понятую «философию» философии. Критика исторического разума из
анализа исторических оснований. Относительность любого
исторического феномена связана с фактом его конечности, но
осознание конечности и относительности - последний шаг к
освобождению человеку. Признание правомерности содержания каждого
переживания. Перед лицом относительности ясна ценность
непрерывной творческой силы как существенного исторического
элемента. Смысл и значения прорастают в человеке и его истории, в
историческом человеке.
22. Закон достаточного основания Шопенгауэра. Германия.
«О четверояком корне закона достаточного основания».
Феноменальность мира упорядочивается рассудком в когнитивный космос
посредством категорий каузальности. Только когда рассудок применяет закон
каузальности субъективное ощущение становится объективной интуицией.
Благодаря категории причинности, одно определяется как определяющее
(причина), а другое как определенное (действие). Каузальное действие
объекта на другие объекты есть целостная реальность объекта. Принцип
каузальности распространяется только на представления, объективированный
мир. Представления, таким образом, являются объектами опыта и науки.
Представления есть чувственные (интуитивные) и абстрактные. 4 класса
объектов: физические, математические, логические и этические - 4 различные
формы причинности, 4 характеристики познаваемых предметов. 1) физические
объекты. Принцип достаточного основания в области становления представляет
каузальность, связывающую природные объекты. Познается рассудком. 2)
Принцип д.о. в сфере познания регулирует отношения между суждениями, когда
истинность посылок определяет истинность заключения, познается разумом. 3)
П.д.о. бытия регулирует отношения между частями пространства и времени,
выстраивает цепочки арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4)
Отношения между действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области
поступков.
Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений:
физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек
как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс
узнать себя как свободное существо.
21.Волюнтаризм А. Шопенгауэра. (1788-1860). Германия.
Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.
Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля
вне области закона основания, которому подчинены ее проявления во
времени и пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием.
Тело есть объективация воли. В органических телах движение по мотивам и
движение по раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля
никогда не может быть причиной явления, она существует в форме явления,
она одна, но раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не
ясно, чему она подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое,
явления мира, как объективация воли, тождественны. Борьба между
ступенями объективации воли. Воля проявляется стремлением - состояние
каждого тела - вечное движение. На низкой ступени воля выражается как
слепой порыв, и чем она выше, тем она яснее объективируется. Мир как
представление возникает при вселении воли в органы чувств.
Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни,
проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11