Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






человеке».

Этапы:1. Теория познания 2.-Построение феноменологии культуры(теория

символа и символических форм) 3.- Антропология - человек в культуре,

способность к символическому мышлению.

1. Проблема познания и условий возможности объективного знания. -

особенность человеческого мышления - произведение функциональных

понятий. Ф.п.- спонтанная синтетическая активность сознания по

установлению отношений между своими элементами. Оно образует

посредством акта сравнения независимо гот самого сравниваемого. Фун-я

сгознания - сопоставить наличное с прошедшим- синтез. Теория понятий -

теория чистых функциональных отношений. Ф.п.- выражает единство

всеобщего и особенного. Сфера действенности ф.п.- математическая

область наук о природе. Система наук - логика, математика, физика,

химия, биология.

Культура - производное от деятельности сознания. В системе культуры

основанием служит символическое понятие - цель - объяснить единство

культуры. Символ выражает активную деятельность сознания. С.-

связывание в единство многообразного(организация чувств. впечатлений

под опред. углом зрения)

Культура-1. Миф 2. Язык 3. Наука 4. Религия 5. Искусство – каждый из

видов образуется в результате специфической деятельности сознания. Они

- символические формы, виды объективации духа, имеют генетическую

взаимосвязь. Функции сознания – Выражение(миф), Представление(язык),

Значение(наука). Изучение развития сознания в соответствии с его

функциями – феноменология. Каждая из этих форм проходит 3 стадии

развития = 1. Чувственное 2. Рассудочное 3. Разумное понятие.

Человек есть существо символическое - система символической

деятельности как априорная форма сознания. Культура – буфер между

бытием человека и действительностью.

20. Эмпириокритицизм. Германия.

Э. – разновидность позитивизма, широкое распространение получил от Маха,

возник в связи с кризисом классической механической физики и общим кризисом

естествознания. Главные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Анри

Пуанкаре, Пьер Дюген.

Рихард Авенариус (1843-1896): индуктивист. 1876 – журнал «Трехмесячник

научной философии» вместе Вундтом, «Философия как мышление о мире по

принципу наименьшей траты сил». 1888 – 1890 – двухтомник «Критика чистого

опыта», 1891 – «Человеческое понятие о мире». А. – попытка построить

философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Ввел термин

«эмпириокритицизм». «Чистый опыт» – опыт в самом широком смысле слова, не

имеет определенных характеристик. Опыт – среда, ставшая предпосылкой

утверждения. Утверждение есть опыт, содержание утверждения – испытанное.

Невербализованный опыт – это противоречие в определении, опыт есть любое

множество опытных утверждений, служащих материалом для критики. Критика

есть исследование опытных условий. «Критика чистого опыта»: вывод –

необходимо возвращение к естественному понятию мира; цель – преодолеть

релятивизм (как историзм), выработать универсальную концепцию мира.

Естественная концепция мира: 1. Существуют индивиды 2. Есть элементы

окружающей среды. 3. Между ними и друг другом есть множество отношений.

Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Критика

имеет дело с данными языкового поведения людей. Критика – это

метафилософия. Чистый опыт – нет различия между физическим и психическим,

«вещью» и «мыслью». Есть только элементы среды и их характеристики. Все

есть опыт. А. биологизирует познание. Наличие представления указывает на

адаптацию организма к среде. Нет различия между феноменом и ноуменом.

Основной принцип – экономия мышления – 1. Техника адаптации к среде 2.

Очистка культурной среды от ненужных продуктов мышления (спиритуализм,

материализм). Вред интроекции – разделение опыта на внешний и внутренний,

душу и тело, Я и мир (против трансцендентального идеализма). Избегание

солипсизма посредством трактовки теоретической и практической деятельности

как модификаций деятельности центральной нервной системы. А. критиковали:

1. Вундт за материализм 3. Гуссерль за психологизм, 3. Ленин за идеализм.

Эрнст Мах (1837-1916): открестился от «гипертрофированной терминологии А.».

М. как ученый, а не как философ. Интересовался эпистемологией, чтобы

освободить науку от метафизических препятствий. М – преподаватель физики и

философии, физик. 1883 – «Механика. Историко-критический очерк ее

развития». 1900 – «Анализ ощущений и отношение физического к психическому».

1896 – «Научно-популярные лекции», 1905 – «Познание и заблуждение». В

«Механике» содержится логическая критика осн. понятий классической механики

– массы, силы, инерции; раскрывается логическая несостоятельность

представлений об абсолютном пространстве и времени. Вместо объяснения

физических явлений посредством их отнесения к абсолютному пространству и

времени М выдвигает принцип: все что происходит в мире должно объясняться

взаимодействием тел (использован Эйнштейном). Сам М рассматривает его как

методологическое требование к науке быть чисто описательной. Попытка

подвести теоретический базис под требование «описательной» физики и

сформулировать основные методологические принципы новой неклассической

физики: 1. Принцип экономии мышления 2. Идеал чисто описательной науки. М

независимо от А понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к

среде, чем также биологизировал познание. Я есть комплекс воспоминаний,

связанных с определенным телом. Ощущение есть факт, способ приспособления

организма к среде. Познание есть эволюция вида, память выше индивида.

Адаптация к среде структурирует опыт, вычленяя относительно стабильные

элементы. Основа знания – ощущения. Научный идеал: создать максимально

возможную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственности.

Объем знания определяется сферой опыта. Познание – это адаптация как

представление сферы опыта как целого. Расширение сферы опыта – необходима

модификация способа представления. Проблема адаптации – преодоление

приобретенной привычки адаптивным усилием (в случае расширения сферы опыта

или слияния нескольких) и разногласия между мыслями. Разрешение проблемы

есть посредством гипотезы. Значение гипотезы – расширение сферы опыта.

Гипотеза – усовершенствование инстинктивного мышления, техника адаптации.

Проверка гипотезы – наблюдения. Адаптация мыслей друг к друга

(высказываний) есть теория. Наблюдение и теория не существуют отдельно.

Основной метод науки – метод вариаций: эксперимент дает знание о отн.

зависимости или независимости элементов опыта. Наука – представление о

межфеноменальной зависимости, развитая наука заменяет концепт «причины и

следствия» на функцию, т.к. первый неточен; вместо субстанции берется связь

или отношение. Задача науки – искать константы в естественных явлениях,

способ их связи и взаимозависимости. Требование полноты и ясности – не

нужен повторный опыт(экономия мышления). Язык – инструмент экономии,

фальсификационизм есть требование принципиальной проверяемости теорий как

критерий их научности. Принцип дополнительности – невозможность полноты

отдельно взятой теории, признание возможности использования нескольких для

раскрытия одного и того же явления.

Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Теория умеренного конвенционализма. 1902 –

«Наука и гипотеза». 1905 – «Ценности науки». Наука есть набор правил, имеет

конвенциональный характер, но правила проверяются опытом, прогностичностью.

Наука – язык, на котором говорится о фактах. Факт возникает только в

пределах той или иной теории. Любая теория должна при всякой возможности и

как можно чаще подвергаться верификации. Отказ от несостоятельных гипотез

является прогрессом науки. Нет априорных знаний.

17. Социологические взгляды Конта. Франция.

Социология – позитивная наука об обществе, «социальная физика». Учение об

обществе должно следовать главному принципу позитивного метода – давать

«описательное обобщение» наблюдаемых явлений, а не искать скрытых

механизмов и первопричин общественного развития. Социальная жизнь есть

аспект биологической корреляции между организмом и средой (социология

надстраивается над биологией). В корреляции человека и среды Конт

усматривает две тенденции: приспособление к наличным условиям и стремление

их изменить – конфликт между практическим действием и размышлением. Логика

не может полностью блокировать страсти – периоды «оцепенения» - стадии

развития цивилизаций, внутри которых способ деятельности(страсти) и способ

объяснения (логика) находятся в согласии. Например, теологическая стадия –

иллюзия загробного воздаяния компенсирует тяготы жизни. Практические

рекомендации К – сначала преобразовывать взгляды, затем нравы, за ними

учреждения.

Социально-политическая конструкция К имеет три раздела: 1. Социальная

статика – учение об условии существования общества 2. Социальная динамика –

учение об изменениях социальных систем 3. Социальная политика – программа

социальных действий, коррекция социальной жизни. 1: рассматривает соц

институты: семья, государство, церковь, разделение труда. Основа социума –

семья, где человек «учится жить для других», преодолевая природный эгоизм.

Государство – орган сохранения соц солидарности, выражение общего духа

народа. Его главная функция – моральная. Структура социального управления –

разделение функций моральной и политической власти, идеал – средние века

(церковь – государство, но на роль церкви должно заступить позитивное

учение, которое должно обзавестись гражданскими обрядами; наука как

позитивная гос религия). Основной закон соц статики – взаимосвязь разных

аспектов жизни (полит, эконом, культ). 2: учение о прогрессе. Первичный

фактор прогресса нравственное самосовершенствование. Оно определяет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.