человеке».
Этапы:1. Теория познания 2.-Построение феноменологии культуры(теория
символа и символических форм) 3.- Антропология - человек в культуре,
способность к символическому мышлению.
1. Проблема познания и условий возможности объективного знания. -
особенность человеческого мышления - произведение функциональных
понятий. Ф.п.- спонтанная синтетическая активность сознания по
установлению отношений между своими элементами. Оно образует
посредством акта сравнения независимо гот самого сравниваемого. Фун-я
сгознания - сопоставить наличное с прошедшим- синтез. Теория понятий -
теория чистых функциональных отношений. Ф.п.- выражает единство
всеобщего и особенного. Сфера действенности ф.п.- математическая
область наук о природе. Система наук - логика, математика, физика,
химия, биология.
Культура - производное от деятельности сознания. В системе культуры
основанием служит символическое понятие - цель - объяснить единство
культуры. Символ выражает активную деятельность сознания. С.-
связывание в единство многообразного(организация чувств. впечатлений
под опред. углом зрения)
Культура-1. Миф 2. Язык 3. Наука 4. Религия 5. Искусство – каждый из
видов образуется в результате специфической деятельности сознания. Они
- символические формы, виды объективации духа, имеют генетическую
взаимосвязь. Функции сознания – Выражение(миф), Представление(язык),
Значение(наука). Изучение развития сознания в соответствии с его
функциями – феноменология. Каждая из этих форм проходит 3 стадии
развития = 1. Чувственное 2. Рассудочное 3. Разумное понятие.
Человек есть существо символическое - система символической
деятельности как априорная форма сознания. Культура – буфер между
бытием человека и действительностью.
20. Эмпириокритицизм. Германия.
Э. – разновидность позитивизма, широкое распространение получил от Маха,
возник в связи с кризисом классической механической физики и общим кризисом
естествознания. Главные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Анри
Пуанкаре, Пьер Дюген.
Рихард Авенариус (1843-1896): индуктивист. 1876 – журнал «Трехмесячник
научной философии» вместе Вундтом, «Философия как мышление о мире по
принципу наименьшей траты сил». 1888 – 1890 – двухтомник «Критика чистого
опыта», 1891 – «Человеческое понятие о мире». А. – попытка построить
философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Ввел термин
«эмпириокритицизм». «Чистый опыт» – опыт в самом широком смысле слова, не
имеет определенных характеристик. Опыт – среда, ставшая предпосылкой
утверждения. Утверждение есть опыт, содержание утверждения – испытанное.
Невербализованный опыт – это противоречие в определении, опыт есть любое
множество опытных утверждений, служащих материалом для критики. Критика
есть исследование опытных условий. «Критика чистого опыта»: вывод –
необходимо возвращение к естественному понятию мира; цель – преодолеть
релятивизм (как историзм), выработать универсальную концепцию мира.
Естественная концепция мира: 1. Существуют индивиды 2. Есть элементы
окружающей среды. 3. Между ними и друг другом есть множество отношений.
Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Критика
имеет дело с данными языкового поведения людей. Критика – это
метафилософия. Чистый опыт – нет различия между физическим и психическим,
«вещью» и «мыслью». Есть только элементы среды и их характеристики. Все
есть опыт. А. биологизирует познание. Наличие представления указывает на
адаптацию организма к среде. Нет различия между феноменом и ноуменом.
Основной принцип – экономия мышления – 1. Техника адаптации к среде 2.
Очистка культурной среды от ненужных продуктов мышления (спиритуализм,
материализм). Вред интроекции – разделение опыта на внешний и внутренний,
душу и тело, Я и мир (против трансцендентального идеализма). Избегание
солипсизма посредством трактовки теоретической и практической деятельности
как модификаций деятельности центральной нервной системы. А. критиковали:
1. Вундт за материализм 3. Гуссерль за психологизм, 3. Ленин за идеализм.
Эрнст Мах (1837-1916): открестился от «гипертрофированной терминологии А.».
М. как ученый, а не как философ. Интересовался эпистемологией, чтобы
освободить науку от метафизических препятствий. М – преподаватель физики и
философии, физик. 1883 – «Механика. Историко-критический очерк ее
развития». 1900 – «Анализ ощущений и отношение физического к психическому».
1896 – «Научно-популярные лекции», 1905 – «Познание и заблуждение». В
«Механике» содержится логическая критика осн. понятий классической механики
– массы, силы, инерции; раскрывается логическая несостоятельность
представлений об абсолютном пространстве и времени. Вместо объяснения
физических явлений посредством их отнесения к абсолютному пространству и
времени М выдвигает принцип: все что происходит в мире должно объясняться
взаимодействием тел (использован Эйнштейном). Сам М рассматривает его как
методологическое требование к науке быть чисто описательной. Попытка
подвести теоретический базис под требование «описательной» физики и
сформулировать основные методологические принципы новой неклассической
физики: 1. Принцип экономии мышления 2. Идеал чисто описательной науки. М
независимо от А понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к
среде, чем также биологизировал познание. Я есть комплекс воспоминаний,
связанных с определенным телом. Ощущение есть факт, способ приспособления
организма к среде. Познание есть эволюция вида, память выше индивида.
Адаптация к среде структурирует опыт, вычленяя относительно стабильные
элементы. Основа знания – ощущения. Научный идеал: создать максимально
возможную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственности.
Объем знания определяется сферой опыта. Познание – это адаптация как
представление сферы опыта как целого. Расширение сферы опыта – необходима
модификация способа представления. Проблема адаптации – преодоление
приобретенной привычки адаптивным усилием (в случае расширения сферы опыта
или слияния нескольких) и разногласия между мыслями. Разрешение проблемы
есть посредством гипотезы. Значение гипотезы – расширение сферы опыта.
Гипотеза – усовершенствование инстинктивного мышления, техника адаптации.
Проверка гипотезы – наблюдения. Адаптация мыслей друг к друга
(высказываний) есть теория. Наблюдение и теория не существуют отдельно.
Основной метод науки – метод вариаций: эксперимент дает знание о отн.
зависимости или независимости элементов опыта. Наука – представление о
межфеноменальной зависимости, развитая наука заменяет концепт «причины и
следствия» на функцию, т.к. первый неточен; вместо субстанции берется связь
или отношение. Задача науки – искать константы в естественных явлениях,
способ их связи и взаимозависимости. Требование полноты и ясности – не
нужен повторный опыт(экономия мышления). Язык – инструмент экономии,
фальсификационизм есть требование принципиальной проверяемости теорий как
критерий их научности. Принцип дополнительности – невозможность полноты
отдельно взятой теории, признание возможности использования нескольких для
раскрытия одного и того же явления.
Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Теория умеренного конвенционализма. 1902 –
«Наука и гипотеза». 1905 – «Ценности науки». Наука есть набор правил, имеет
конвенциональный характер, но правила проверяются опытом, прогностичностью.
Наука – язык, на котором говорится о фактах. Факт возникает только в
пределах той или иной теории. Любая теория должна при всякой возможности и
как можно чаще подвергаться верификации. Отказ от несостоятельных гипотез
является прогрессом науки. Нет априорных знаний.
17. Социологические взгляды Конта. Франция.
Социология – позитивная наука об обществе, «социальная физика». Учение об
обществе должно следовать главному принципу позитивного метода – давать
«описательное обобщение» наблюдаемых явлений, а не искать скрытых
механизмов и первопричин общественного развития. Социальная жизнь есть
аспект биологической корреляции между организмом и средой (социология
надстраивается над биологией). В корреляции человека и среды Конт
усматривает две тенденции: приспособление к наличным условиям и стремление
их изменить – конфликт между практическим действием и размышлением. Логика
не может полностью блокировать страсти – периоды «оцепенения» - стадии
развития цивилизаций, внутри которых способ деятельности(страсти) и способ
объяснения (логика) находятся в согласии. Например, теологическая стадия –
иллюзия загробного воздаяния компенсирует тяготы жизни. Практические
рекомендации К – сначала преобразовывать взгляды, затем нравы, за ними
учреждения.
Социально-политическая конструкция К имеет три раздела: 1. Социальная
статика – учение об условии существования общества 2. Социальная динамика –
учение об изменениях социальных систем 3. Социальная политика – программа
социальных действий, коррекция социальной жизни. 1: рассматривает соц
институты: семья, государство, церковь, разделение труда. Основа социума –
семья, где человек «учится жить для других», преодолевая природный эгоизм.
Государство – орган сохранения соц солидарности, выражение общего духа
народа. Его главная функция – моральная. Структура социального управления –
разделение функций моральной и политической власти, идеал – средние века
(церковь – государство, но на роль церкви должно заступить позитивное
учение, которое должно обзавестись гражданскими обрядами; наука как
позитивная гос религия). Основной закон соц статики – взаимосвязь разных
аспектов жизни (полит, эконом, культ). 2: учение о прогрессе. Первичный
фактор прогресса нравственное самосовершенствование. Оно определяет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11