непосредственного постижения, простейшей формой которого явл. инстинкт, а
внешнем проявлением - эстетическая способность.
Образец интуитивного познания - худ. творчество, свободное от утилитарных
целей. Художник благодаря эстет. Интуиции воспринимает реальность не в
трансформированном органами чувств виде, а во всем своеобразии ее
индивидуальных, первичных качеств.
Сознание хар-ет длительность, оно скрепляет прошлое и будущее настоящим.
Время - жизненный поток с элементом новизны в каждом из мгновений. Только
внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий
реально длящееся время. Длящаяся текучесть хар-ет сознание в модусе
свободы, вопреки детерминизму. Для сознания нет двух одинаковых событий. Я
есть единство в становлении. Мы свободны когда наши поступки выражают наше
личное начало. Сознание не есть вещь среди вещей. Протяженное время
противопоставлено конкретному времени. Внешняя реальность и
внутренняя(«Материя и память»1896). Чел. сознание не объяснимо мозговыми
функциями. Дополняет открытия психофизического свойства анализом трех
моментов: памятью, воспоминания и ощущения. Память тождественна сознанию.
Духовная память, будучи не зависимой от тела, нуждается в нем как в
механизме своего осуществления. Перцепция - действие нашего тела,
маневрирующего между образами объектов. Воспоминание ориентирует перцепцию
настоящего прошлым. Память соотносится с Духом, перцепция с телом. Свобода
сознания т.о. ограниченна перцепцией - но перцепция возвращается в жизн.
поток, оседая в памяти. Жизнь - рост Дух, посредством материальных сжатий.
Монист - Дух и материя - два полюса одного и того же.
«Творческая эволюция»1907- от анализа сознания к идее космологического
эволюционизма. Критикует мех. и теолог. Эволюционизм. Жизнь- не
механическое монотонное самоповторение, сохраняя, она перерастает себя.
Ограниченность механицизма и финализма преодолевается идеей творческой
эволюции. Жизнь - реальность четко отличаемая от грубой материи. Жизнь-
жизненный порыв, свободный и необратимый. Материя- момент остановки этого
порыва, его отражение, изначальное единство кот. распадается на множество
элементов. Нет вещей, есть только действия. Исток эволюции - взрыв. Только
человек сохранил способность эволюционировать.
Инстинкт- способность использовать и создавать органические, а интеллект -
неорганические инструменты. Это два разных решения одной и той же проблемы.
Инстинкт конкретен в обращении к вещи, разум к отношению между вещами.
Инстинкт повторяет, разум творит. Интеллект, абстрвгируясь, дробит
реальность на серию кадров. Не инстинкт ни разум не дают реальности. Но
разум, во возвратном движении к инстинкту, становится интуицией- ставший
бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного
объекта, неопределено наполнять его; и. - виденье Духа со стороны самого
Духа, действует изнутри Жизни, непосредственно как инстинкт и сознательно
как разум. Наука анализирует, метафизика интуирует. И- обнаруживается в
виде памяти и длительности, подтверждает нашу свободу проникновение в
жизненный порыв.
«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия,
закрытое и открытое общество.
12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.
Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.
«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически
пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе
логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.
Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым
телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические
идеи как мысли без слов.
Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее
место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт -
мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него
жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет
омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная
производительная сила и развитие - динамика.
Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на
исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание,
понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной
деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.
Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей,
высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с
систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет
противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.
Подлинная философская система должна возвести бессистемность в
систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений
предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость
философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам
отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что
романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не
оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.
Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного
властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.
Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я
и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего
знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его
символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого
мироздания и проникающего его во всем принципа магического
превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,
сказки и были, реальности и сновидения.
9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.
В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.
Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый
план других.
Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий
романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до
публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.
Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-
гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка
и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е
года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит
позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами
философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -
Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.
Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир
как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е
годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».
Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -
сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.
Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория
ценности).
Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,
Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул
Шпенглер.
80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -
эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой
научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый
способ развенчания метафизики - явление является предметом познания
благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только
опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.
пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом
анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха
организовался т.н. Венский кружок.
6.Французская философия 19века. Франция.
События революций показали негативный момент разума, обратную сторону
Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на
эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,
равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения
стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,
т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко
проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.
Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.
Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма
(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не
разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.
Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,
Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).
Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый
представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из
Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в
первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна
быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает
форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию
от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В
основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний
опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей
личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11