Рефераты. Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ






непосредственного постижения, простейшей формой которого явл. инстинкт, а

внешнем проявлением - эстетическая способность.

Образец интуитивного познания - худ. творчество, свободное от утилитарных

целей. Художник благодаря эстет. Интуиции воспринимает реальность не в

трансформированном органами чувств виде, а во всем своеобразии ее

индивидуальных, первичных качеств.

Сознание хар-ет длительность, оно скрепляет прошлое и будущее настоящим.

Время - жизненный поток с элементом новизны в каждом из мгновений. Только

внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий

реально длящееся время. Длящаяся текучесть хар-ет сознание в модусе

свободы, вопреки детерминизму. Для сознания нет двух одинаковых событий. Я

есть единство в становлении. Мы свободны когда наши поступки выражают наше

личное начало. Сознание не есть вещь среди вещей. Протяженное время

противопоставлено конкретному времени. Внешняя реальность и

внутренняя(«Материя и память»1896). Чел. сознание не объяснимо мозговыми

функциями. Дополняет открытия психофизического свойства анализом трех

моментов: памятью, воспоминания и ощущения. Память тождественна сознанию.

Духовная память, будучи не зависимой от тела, нуждается в нем как в

механизме своего осуществления. Перцепция - действие нашего тела,

маневрирующего между образами объектов. Воспоминание ориентирует перцепцию

настоящего прошлым. Память соотносится с Духом, перцепция с телом. Свобода

сознания т.о. ограниченна перцепцией - но перцепция возвращается в жизн.

поток, оседая в памяти. Жизнь - рост Дух, посредством материальных сжатий.

Монист - Дух и материя - два полюса одного и того же.

«Творческая эволюция»1907- от анализа сознания к идее космологического

эволюционизма. Критикует мех. и теолог. Эволюционизм. Жизнь- не

механическое монотонное самоповторение, сохраняя, она перерастает себя.

Ограниченность механицизма и финализма преодолевается идеей творческой

эволюции. Жизнь - реальность четко отличаемая от грубой материи. Жизнь-

жизненный порыв, свободный и необратимый. Материя- момент остановки этого

порыва, его отражение, изначальное единство кот. распадается на множество

элементов. Нет вещей, есть только действия. Исток эволюции - взрыв. Только

человек сохранил способность эволюционировать.

Инстинкт- способность использовать и создавать органические, а интеллект -

неорганические инструменты. Это два разных решения одной и той же проблемы.

Инстинкт конкретен в обращении к вещи, разум к отношению между вещами.

Инстинкт повторяет, разум творит. Интеллект, абстрвгируясь, дробит

реальность на серию кадров. Не инстинкт ни разум не дают реальности. Но

разум, во возвратном движении к инстинкту, становится интуицией- ставший

бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного

объекта, неопределено наполнять его; и. - виденье Духа со стороны самого

Духа, действует изнутри Жизни, непосредственно как инстинкт и сознательно

как разум. Наука анализирует, метафизика интуирует. И- обнаруживается в

виде памяти и длительности, подтверждает нашу свободу проникновение в

жизненный порыв.

«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия,

закрытое и открытое общество.

12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.

Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.

«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически

пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе

логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.

Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым

телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические

идеи как мысли без слов.

Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее

место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт -

мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него

жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет

омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная

производительная сила и развитие - динамика.

Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на

исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание,

понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной

деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.

Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей,

высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с

систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет

противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.

Подлинная философская система должна возвести бессистемность в

систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений

предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость

философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам

отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что

романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не

оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.

Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного

властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.

Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я

и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего

знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его

символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого

мироздания и проникающего его во всем принципа магического

превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,

сказки и были, реальности и сновидения.

9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.

В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.

Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый

план других.

Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий

романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до

публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.

Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-

гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка

и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е

года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит

позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами

философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -

Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.

Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир

как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е

годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».

Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -

сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.

Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория

ценности).

Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,

Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул

Шпенглер.

80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -

эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой

научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый

способ развенчания метафизики - явление является предметом познания

благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только

опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.

пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом

анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха

организовался т.н. Венский кружок.

6.Французская философия 19века. Франция.

События революций показали негативный момент разума, обратную сторону

Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на

эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,

равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения

стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,

т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко

проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.

Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.

Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма

(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не

разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.

Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,

Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).

Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый

представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из

Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в

первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна

быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает

форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию

от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В

основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний

опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей

личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.