Рефераты. Основы философии






особый уровень организации материи.

34. Пространство и время - формы существования материи

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли

В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в

сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и

рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

35.Отражение - всеобщ. св-во материи. Специфика чел. формы отр.

Все явления, объекты, процессы объ. сущ-го мат. мира беспрестанно взаимод.

между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают изм-я. Кажд. из

взаимодейств. объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая

в них изм-я, оставл. след в том объекте, явлении, процессе, на кот. он

воздействует, и тем самым запечатлевает себя в рез-те этого воздействия.

Т.о. в процессах взаимод-я мат. объекты, явления, процессы фиксируют в

своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений,

процессов. Отражение - всеобщие св-во материи воспроизводить в своих св-вах

особенности других обьектов, с кот. произошло взаимодействие. Осн. св-ва

о.: Неживая прир.: а) в результате отражения св-ва отражаемого объекта

передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие

одного объекта на другой не стимулир. активности этих объектов. Живая

природа: а) отр-е активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить

опережающий хар-р; г) несет функциональный хар-р. Общие св-ва о.: а)

воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)

упорядоченность отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими

искажениями. Эти особ-сти присущи любому отр-ю, но хар-р отр-я меняется с

возникновением жизни. Хар-я отр-е как св-во, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистич. ф. формулирует исходн. предпосылки для понимания

генезиса, ощущений, психики, чел. сознания. Важнейшей из этих предпосылок

является положение о том, что любые формы и виды отр-я, ощущения, психики,

сознания возник. и сущ. в рамках взаимодействия матер. образований и

систем, находящихся на разных уровнях разв-я. В рез-те длительн. отбора

способность организмов реагировать на внешн. воздействия все более

совершенствовалась. Наконец произошел качеств. скачок и возникла нервная

система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В

процессе развития вида в мозгу возникают нов. структуры, в процессе

развития особи вырабатываются нов. программы деятельности, сохраняемые в

памяти. В результате этого поведение животного все более определяется

внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный

вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает

значение гол. мозга. У ч-ка происходит качественный скачок и возникает

сознание.

17. Философские взгляды Спинозы

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник.

капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-

е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия

ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как

на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие

приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.

метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест

выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Слабым пунктом

учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны,

подлинным 6ытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные,

то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечн. Это

затруднение попытался преодолеть Спиноза, испытавший на себе сильное

влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое

учение о единой субстанции, кот. он назвал Богом, или природой. Спиноза не

принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит

традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в

средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. С. определяет

субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через

само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или

природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических

религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не

есть творец природных вещей, Бог С. - бесконечная безличная сущность,

главным определением которой является существование, бытие в качестве

начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы,

которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза

продолжает ту традицию, которая была намечена у Ник. Кузанского и

развернута у Дж. Бруно. Пантеизм С. есть шаг на пути к мат-му. Мышление и

протяжение, согласно С., - атрибуты субстанции, а единичные вещи - как

мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения)

субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода параллелизме

матер. и дух. субстанций. Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в

матер. субстанции (например, в чел. теле) соотв. изм-е в субстанции

духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции, по

Декарту, не могут непоср. влиять друг на друга, но их действия строго

скорректированы благодаря Богу. Аналогичн. рассуждение мы находим у С.: все

явления в физическом мире, будучи модусами атри6ута протяжения, развиваются

в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому

порядок и связь идей соотв. порядку и связи вещей: и те, и другие суть,

только следствия божеств. сущности. Отсуда вытекают спинозовские

определение души как идеи человеческого тела. Весь мировой процесс, таким

образом, совершается в силу абсолютной необходимости и чел. воля ничего не

в состоянии здесь изменить. С. вообще не признает такой способности, как

воля: единичная чел. душа не есть нечто самостоятельное, она не есть

субстанция, дух человека это не что иное, как модус мышления, а потому,

согласно С., “воля и разум - одно и то же”. Человек может только постигать

ход мирового прогресса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.

20.Кант, его учение о познании, теория нравст-сти (катег.императив)

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? Онтологич. обоснование теории

познания (с. т.зр. бытия и его сущности) впервые преодолевается только в

18 веке. Наиболее последовательно и продуманно это проводит родоначальник

немецкого идеализма Им. Кант. Тем самым К. осуществляет своего рода

переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую

по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.