Рефераты. Основы философии






вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта

ист. процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем

более широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности,

тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует

искать объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ.

прогресса явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека.

Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные

(духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное,

практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей

системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа

пр-ва обществ. форму функц-я и р-я произв. сил; 2) объ. основу, кот.

складыв. независимо от общ. сознания, определяет его, над кот. возвыш. не

только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений.

Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы

связей, что фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр.

связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Б. - экономич.

строй о-ва, система произв. отн-й, над кот. возвыш. надстройка, включ

обществ. сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их обществ. учреждения и

орг-ции. С пом. этих категорий выдел. отнош-я первичн. и вторичн. завис-

сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж. влияет на

базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся

упрочить/изменить/преобразовать сущ. систему общ. отн-й. Причина - интересы

(прежде всего матер.). Полож. соц. групп в о-ве опр-ся их отн-ем к собств-

сти, сл. заинтересованность в присв./защите ср-в.

48. Движущие силы и субъекты исторического процесса

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта

проблема играла огромную роль в размышленях философов 17-19 в. Любой ч-к

живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица

класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями

существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и

поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель:

"Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно,

независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества

оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса -

личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж.

может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия,

т.е. если она представляет собой целостность. Т.е. в данном случае группу

можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та

или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического

процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ.

развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и

такие историч. общности, как народности и нации, когда они обретают

самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда

возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ. силами и

субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса

приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о

превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист.

процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более

широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности, тем

выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать

объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ.

прогресса явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека.

29.Осн.напр.совр.зап.ф., сущностн. анализ их концепций (по выбору)

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений,

отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк.

потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием

глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во

взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со

всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории

сам ч-к стал проблемой. Все это стимулировало появление ф. антропологии,

задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта,

пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм,

экзистенциализм, течение “ф. жизни”. Неопозитивизм - задача ф. в логическом

анализе "языка науки". Своими методологич. и конкретно-научными

исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие матем. логики,

семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к

идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума

веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для

док-ва сущ-я Бога. Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от

принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о

мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех

практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных

ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в

достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс.

Развилась в 70-е годы XIX века в США. Экзистенциализм (ф. существования) -

иррационалистич. направление (отрицает как матер. так и идеал.) возникло в

конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем развив. в

Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мир. войны во Франции (Камю, Сартр). В

конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают

религиозные направления: Франц. персонализм (Лакруа, Недонсель), нем.

диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на

религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер,

Камю, Сартр). Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн.

проблемы: 1) онтологич. проблема (бытия), бытие - не опытная данная

реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через

интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто,

незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел.

наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Р.Э.: смысл бытия Бог;

А.Э.: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно

русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что

свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия. Р.Э.:

свободным может быть верующий; А.Э.: только ч-к может определять свою

жизнь, сл. ч-к принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если ч-к не

свободен - он не личность. У ч-ка нет ограничителей свободы, люди

объединяются, только бунтуя против жизни. Вывод: Э. - ф. кризиса и на ее

базе возн. новые левые - культ насилия. (Ф. жизни - иррац. напр. Базируется

на объяснении понятия жизни (интуитивно постигаемая реальность, кот. не

равна ни духу, ни материи ). Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис.

Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает

искусственно. Критиков. матер-м и рац. идеализм Канта и Гегеля. Школы:

Соц.биолог., историч. школа (Шпенглер, Дильтей). Наиболее полно смысл

человека раскрывается в историч. опыте общества. Ввели новую методологию:

Герменевтика и понимающая психология. Жизнь понимается как что-то посланное

вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества (Т. - синоним жизни).

Ф. трагическая как и Э, она фаталистическая и пессимистичная. Была

популярна в первой четверти 20 века (декаденты, символисты)).

36. Мышление и язык

В языке отраж. диал-ка общего и единичного, облад. мощной спос-стью к

обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти.

Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний

на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств.

локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш.

знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р

познания. Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески

познающего мышления. Единичное характеризует отдельный предмет, явление,

процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам

от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее -

объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их

однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе

явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о”

предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать

отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Реaльн. предметы

единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными

предметами, а чертами сходства.

37. Основные законы диалектики, их методолог. значение (по выбору)

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д.

выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития

бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и

законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со

временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д.

Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Главные законы: 1)

превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.