гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в
формк понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я,
сопостовляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F прежде
всего выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F,
моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям.
По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) связ. регулир. чел. отн-
й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов
и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает
сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на
экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших
соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных
гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-
вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего
общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения
всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с.
и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с.
конкр. о-в.
44.Место и роль мат. пр-ва в жизни и разв. о-ва. Структра мат. пр-ва
М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории.
Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и
в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств
мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. В пр-
се матер. пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлеж. обработке,
с пом. орудий труда. Орудия труда стоят между ч-ком и предметом труда.
Люди+орудия и ср-ва труда=производит. силы о-ва - 1я сторона способа пр-ва.
2я сторона - производств. отн-я (между людьми). Соединение производителя с
орудиями труда зав. от того, кому они принадл. Отношения собственности явл.
главной, определяющей стороной производит. отн-й. Отношения распределения,
обмена и потребления - важными составляющими производств. отн-й. Хар-р пр.о
зав. от объ. условий, кот. сложились в о-ве, скот. люди должны считаться и
кот. определяют их сознание, возм-сти, границы и общее напр-е их деят-сти.
Реш. роль играют уровень и хар-р развития пр.сил, кот. треб.
соответствующей им формы пр.отн-й. Анализ мат. пр-ва позволяет объ.
системность, целостность о-ва.
46.Роль нар.масс и личн.в ист.Диал-ки о-ва,личн. Пробл.своб.личн.
В соц.-филос. смысле народ как творец истории - широкая общность, соед. все
те слои, классы, кот. заинтерес. в поступат. р-ии о-ва. Народ прежде всего
трудящиеся, но тж. и эксплуатат. классы. Ни один класс не м. осущ. глубок.
преобраз., не организуя вокруг себя готовые его поддержать другие классы и
общ. слои. Однако лишь некот. личности ост. в памяти - выдающиеся.
Идеалистич.поним. истории отрицает роль нар. масс и преувел. роль
личностей, связ. с пр-вом идей: идеологов, политиков, законодателей и т.п.
Матерю: личность не может изм. историю в масштабе всемирно-историч.,
нарушить ее общ. объект. логику, но в реальн. истории стран личность м.
сделать много. Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием
бурного развития психол. науки, в част. соци. психологии, открывшей
закономерности соц. поведения человека. Марксизм впервые раскрыл соц.
сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его
психической и соц. сторон при определяющем влиянии на все стороны
человеческой жизнедеятельности его соц. сущности. Движение от
характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее
анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к
более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только
совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение
"личность". Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое
понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность" Личность есть общее,
социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт.
Сами люди - это живые личности. Они формируются общественными отношениями,
присваивая их как свою социальную сущность.
27. Бердяев
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти
не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм
антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-
научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-
худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел.
сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных
миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл.
понимания и др. Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: “Смысл
творчества”, “Смысл истории”, “Дух и реальность”, “Экзист. диал-ка
божественного и чел-ского”. Онтолоия Б. строится на противопост. духа и
природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух -
жто Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объ, множественно и
делимо в простра. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет
дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип.
Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. В
гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания -
мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания -
мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в
центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть
обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от
соцциальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение
чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на
восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к
должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр.
личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов
коллектива.
28. Русский космизм
понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего
дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия
коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл.
должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он -
сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье
невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди
разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-
к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая
смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к
должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в
кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр.
регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение -
победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт.
эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть.
признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации -
осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает
идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр.
природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н.
повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол.
пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели
космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.
23. Сущность философских воззрений Маркса и Энгельса
Их ф. учение - диал. и историч. матер-м. Идейный источник - системы Гегеля
и Фейербаха. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-
мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2)
М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса -
пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не
ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования,
в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев.
деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области
чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области
абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5)
это приводит к тому, что матер-м впервые распространяется на понимание
общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по
иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но
как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е.
практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и
производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой
общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества,
представляющие особую ступень его развития). Повязан с эк. История
рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и
сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к
природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди
между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего
ОБ и окр. действительности. Б определяет С.
24. Ленин как философ
Ученик Маркса и Энгельса. Двигал диалектику вперед, боролся с физич.
идеализмом. Материя не м. исчезать. Вопросы теории познания. Боролся против
догматизма в т.п. Вопрос об истинности знаний: 1) сущ. ли объ. истина 20)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16