Рефераты. Основы философии






себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той

мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности

можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность

человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное

усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение

обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ.

смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого

себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном

осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и

заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в

пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал,

что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв.

считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной

лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую

и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна

производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила

человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет

ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная

неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это

заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к

будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

40. Познание как система. Чувств. и рациональное в познании

Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим

реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от

сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в

известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий

истины заключается в практике. Некоторое положение явл. истинным, если

можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. В процессе развития

истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном

единстве. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне

абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного познания: 1) Метод

восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда

связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным -

конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих

действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип

системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю,

заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах,

интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента

наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и

изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно

математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн.

этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в

зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны

припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк)

признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью

понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,

определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.

Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.

отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

47.Соц.структ.о-ва.Классы,нации.Пробл.класс.и нац.отн-й совр.эпохи

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой

специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.

групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом

социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:

классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом

обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему

отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют

социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной

организации является феодальное общество с характерным для него различием

людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец

как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -

представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились

по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.

структура совр. общества также помимо основных классов включает и

определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и

служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда

относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог

обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные

взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и

интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -

частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций

определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.

действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от

общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная

психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать

по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии

приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к

дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений

большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его

можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

50. Наука и ее сущность, место в развитии общества

Наука явл. осн. формой чел. познания. Вып. социальные функции: 3 группы: 1)

культурно-мировоззр., наука как непоср. производ. сила, как социальн. сила

(использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). В этом

историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я -

борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Пр-с превр-я науки

в произв. силу - созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-я

науч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в

кач. социальн. силы. Сл., многообразие наук об о-ве : 1) Этнография изучает

быт и культуру народов земного шара, их происхожд., расселение и культурно-

исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историю гос-ва и

права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и

развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания,

образования и обучения подрастающих поколений в сооответствии с целями и

задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу,

специфику лит. творчества, общественое значение худож. лит-ры. 6) Экономика

изучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством,

распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие

2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая

деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на

уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта

или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч.

знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя

исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч.

познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует

образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая,

обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая

целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория -

развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию

форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов

теорий, а также многообразие их классификаций.

51.Общ.прогр.,его сущн.,критерии.Единство/многообр. мир.истории

Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-

зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва со всеми аспектами его

жизнедеят-сти, в рез. кот. осуществл. переход чел-ва от низшего к высшему,

от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общ. пр. - развитие

всего общества как целостности, движение к совершенству всего чел-ва. В

наст.вр. нет единого ответа на гл. вопрос: каков общий социологический

критерий о.п.? Небольшое число авторов утверждают, что сама постановка

вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, т.к. чел. о-

во - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и

делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов

счит. возможным сформулировать единый общесоциологический критерий об.п.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существ.

расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим

критерием о.п. явл. производственные силы о-ва. Серьезным аргументом в

пользу данной позиции является то, что сама история чел-ва начинается с

изготовления орудий труда и сущ. благодаря преемственности в развитии

производственных сил. Недостатком этого критерия является то, что оценка

произв. сил в статике предполагает учет их количества, характера,

достигнутого уровня развития и связанной с ним производ-сти труда,

способности к росту, что важно при сопоставлении различных стран и ступеней

исторического развития. Если в качестве критерия прогресса берется развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.