Рефераты. Основы философии






Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия

первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ.

начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич.

Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они

перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр.

смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив.

солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от

рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за

пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в.

- огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.

св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.

на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело

обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не

биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн.

зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода

частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в

непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв.

мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос

един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.

Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и

назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол.

гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания.

Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за

порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.

Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире

сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей

законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся

гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в

одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка,

где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и

изм.

7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.

Э.ш. прин. к ант. ф. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я,

кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. Осн. представители э.ш.: Ксенофан -

основ. школы. Считал первонач. мира землю - все рожд. из з. и уходит в нее.

Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютн., вечн., бесконечн. космос,

сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ, а понятийн. конструкция. Мир

явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение чувств. позн-я. Чувств.

данность - видимость, познать сущность мира возм. только мыслью. Парменид -

четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я св-ва

бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет

невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей;

в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается

мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто. Небытие не

сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр. призн. б. и неб.

Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только размышл-ю. Разум,

управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отр. полноты мира.

Отлич. истины и мнения. Мнение - противореч. чувств. видимость, истина -

мыслимый мир единого и вечного бытия. Э.ш. родонач. рацион-ма, т.к. подошли

к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех. от чувств к разуму, но

рассм. эти ступени обособл. и противопост. их. Разум дает только ист.

знание, чувства - путь мнения. Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что

сущ. лишь то, что возм. логич. доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.),

напр. 1 зерно не изд. шум, мешок издает.Чувств. воспр. ведет к противор.,

сл. 1 з. произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з.

Вывод З.: разум - орудие достиж-я истины, кот. доступна только мышл-ю.

Рассужд. З., постр. на док-ве, сыгр. больш. роль в разв. теор. мышл-я.

Заслуга э.ш. - первые стали серьезно анализир. мир чел. мысли.

8. Софистика, ее роль. Протагор.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период

греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату.

Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во

краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с.

- ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш.

(Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей;

сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл.

св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда

относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к

другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в

противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из

против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.

Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать,

т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл.

способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-

ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся

законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет

объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит.

добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до

этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с

пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах.

Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

9. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть

суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.

жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.

особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-

ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка

сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост.

в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ.

диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей

знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый

указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ.

из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм.

(агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф.

Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ.

объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к

с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов.

добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел

последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)

10. Античный атомизм. Демокрит.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.

стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся

космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-

к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.

натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.

призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и

пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,

не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие

делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и

разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы

друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и

их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых

частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.

Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов

бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку

и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.

атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-

я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь

создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала

законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се

атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва

вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.

цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою

причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.

одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем

чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к

разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов

обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.

отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание

продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.

Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.

и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.

историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.

мира.

12. Аристотель,его учение о субстанции.Вопр.диал-ки,теор.позн-я

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.