Рефераты. Основы философии






если да, то могут личел. представления, выраж. объ. истину, выражать ее

сразу, целиком или только приблизительно. Осн. акцент - на док-ве объ. хар-

ра истины. И. всегда объ. Развил учение о практике. Пр. вкл. в себя всю

совок. матер. деят-сти ч-ка: общ. пр-во, классов. борьбу, науч. эксперим.

Принцип отражения - краеугольн. камень матер. теории. Все знания проистек.

из опыта, из ощущений, в кот. отраж. св-ва вещей - субъ образ объ мира.

Единство диал-ки, логики и теории позн-я. Разраб. теорию ист. мат-ма. Бытие

незав. от общ. сознания.

25. Чаадаев, его философические письма

Западники и славянофилы. Западничество восх. в “Ф.п.”Ярко выраж. религ. хар-

р. Течение ист. событий и ум отд. ч-ка управл. не принципами и не дефт-стью

личности, а провидением. Сл. обретение основополаг. истин возможно там, где

рассудок подч. разуму. Мысль - осуществл. нравств. закон. Историософия Ч. -

предствал. об истории как созидании в мире Царства Божия. Логич. следствие

- тезис о необх-сти религ. единения чел-ва под эгидой христ-ва как носителя

ист. духовности и мощн. нравств. потенциала.

19.Франц. мат-сты 18 в. (Дидро, Глеьвеций, Гольбах)

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии

французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого

материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма,

точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо). Свое

понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-

философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку

природы человека как сочетания телесной, материальной субстанции и

нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссо,

например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер

отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможна ли "божественная

справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить "благоговейное

молчание". Стремление к последовательно материалистическому решению

проблемы человека получило яркое выражение в сочинениях Ламетри, Дидро и

Гельвеция, извлечения из которых публикуются в настоящем издании.

Лейтмотивом их философской антропологии является положение о материальном

единстве человека, теснейшей зависимости "способностей души", всех

психических процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной

системы и мозга, от состояний "телесной субстанции". В соответствии с такой

точкой зрения смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей

психической деятельности человека, как естественное и закономерное

завершение земной жизни, единственно возможной и реальной.

Материалистическое решение психофизической проблемы, отвергавшее

теологический спиритуализм и религиозно-философский дуализм, отличалось

вместе с тем механицизмом. Однако механицизм французских материалистов не

следует трактовать буквально, упрощать их воззрения на человека. Последний

понимался не как обычный механизм или машина, а как инструмент природы,

наделенный способностью ощущать, чувствовать и мыслить. Поэтому особый

интерес проявляли философы-материалисты к физиологии, к изучению нервной

системы и мозга как материального субстрата психики. В еще большей степени,

чем Вольтер, французские материалисты подчеркивали чувственно-эмоциональную

природу человека, роль личного интереса в деятельности людей. Особенно

характерно это для Гельвеция. "Чувственные впечатления, себялюбие,

наслаждение и правильно понятый личный интерес, - писал Маркс о Гельвеции,

- составляют основу всей морали. Но было бы ошибкой считать, что человек

Гельвеция - это закоренелый эгоист и себялюбец. Ведь речь шла у него о

"правильно понятом личном интересе", который предполагает разумное

сочетание интереса отдельной личности, или "частного интереса", с интересом

общества, или "общественным интересом". Подобный "разумный эгоизм" вовсе не

исключал стремления человека к "общему благу", к "общественному счастью".

Таким образом, "эгоистическая мораль" французских материалистов 18 в., как

нередко ее именуют, не только не была чужда общечеловеческим нравственным

ценностям, а напротив, предполагала гуманизацию межличностных отношений.

Дидро занимал в этом вопросе несколько иную позицию. Важнейшим проявлением

морального чувства, которым природа наделила человека, Дидро считал

стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке. Но прирожденная

склонность к добру не исключает, по его мнению, необходимость морального

воспитания. Последнее развивает и укрепляет "естественную" добродетель,

формирует у людей высокие нравственные качества. В целом учение французских

философов-просветителей о человеке имело гуманистическую и демократическую

направленность, оказало значительное влияние на дальнейшее развитие

материалистической антропологии.

26. Революционные демократы 19 в.

ГЕРЦЕН - мыслитель-материалист, основоположник народничества. Гл.

стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли,

создать новую, "реалистическую", научную теорию, ' к-рая явилась бы идейным

обоснованием грядущего со циального переворота. Идеи фр. утопического

социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем.

классичесной философии 19 в. были критически переосмыслены и переработаны

Г. к началу 40-х гг.. в оригинальное атеистическое и материалистическое

мировоззрение, важной стороной к-рого явилась попытка материалистически

истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее "алгеброй революции".

Г. "вплотную подошел к диалектическому материализму" (Ленин). Осн. тема

философских исканий Г. - доказательство единства бытия и мышления, практи

ки и теории, об-ва и личности. Г. стремился найти и сформулировать метод

познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и

умозрения, "эмпирии" и "спекуляции". В области философии истории Г. уделял

большое внимание проблеме общественного закона, к-рыи представляется ему в

конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни

народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). В области

социально политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе

за революционное просвещение народных масс, подготавливающее их к

социалистическому перевороту. Эта много сложная, но внутренне связанная

проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г.

Значительные коррективы в его социально-философские вэгляды внесла

революция 1848 - 49, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не

видя в западноевропейской действительности совпадения кода истории и

развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический

идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение в отношении

возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления

этого пессимизма была герценовская теория "русского", крестьянского

социализма: в крестьянской общине Г. усмотрел, как ему казалось, реальный

зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход рус. истории мыслился Г.

как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение

патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической

теорией. В этой связи Г. не только требовал радикального решения

крестьянского вопроса в России, но и ставил вопрос о возможности ' миновать

капиталистическую фазу развития. Однако события середины 60-х гг. все

больше убеждали Г., что и Россия заражается "буржуазной оспой".

Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его

жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать

гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе

рабочем движении, руководимом 1 Интернационалом. БЕЛИНСКИЙ Виссарион

Григорьевич - рус. революционный демократ, основоположник рус.

реалистической эстетики. Идейное творчество Б. относится к периоду, когда

передовая рус. общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, начинала

поиски новых путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски

научной теории общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и

интенсивный характер идейной эволюции Б. Сильно увлекаясь одно время

философией Гегеля, Б. истолковывал его положение "все действительное

разумно" в духе политического консерватизма, как идею примирения с

действительностью. Но даже и в этот период, закончившийся выдвижением Б.

идеи отрицания, принципа борьбы со всем отживающим, неразумным, гл.

тенденция его идейных исканий заключалась в стремлении понять, каким

законам подчиняется жизнь об-ва и человека. С начала 40-х гг. Б. постепенио

переходит на позиции материализма. При рассмотрении вопроса о единстве

материального и идеального Б. доказывает, что "духовное" есть "не что ииое,

как деятельность физического".

Он укаэывает вместе с там иа активную роль сознания в процессе

взаимодействия человека со средой. Подвергнув критике консерватизм системы

Гегеля Б. усмотрел в его диалектике основоположения метода научного

исследования, зародыш подлинной "философии истории". Идея объективной

закономерности конкретизируется Б. как идея необходимости общественного

прогресса, пробивающейся через совокупность различных форм деятельности

людей и находящей выражение, в частности, в деяниях ве-. ликих личностей.

Приветствуя социалистический идеал истинно справедливого об-ва, где "ие

будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья,

будут люди", Б. одновременно скептически относился к реформаторским

проектам нек-рых западноевропейских социалистов. Б. полагал, что новое об-

во вряд,ли установится временем, без насильственных переворотов, без крови;

однако сам он все же не пришел к научному обоснованию неизбежности

социализма. С этим была связана апелляция Б. к идеям первоначального

христианства как основы нравственности будущего. В. признавал

прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми и

считал, что ближайшей задачей общественных преобразований в России является

уничтожеиие патриархально-крепостнических форм жизни (и прежде всего

крепостного права), проведение ряда буржуазных демократических реформ.

Исходя из этого, Б. с позиций революционном просвещения вел беспощадную

борьбу о ретроградными идеями "официальной народности”, высмеивал

славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России, резко

критиковал разного рода либеральные и рева-. люционно-утопические иллюзии

(полемика с Бакуниным). Вершиной революционного демократизма Б., его ду

ховным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847) - одно из лучших

произв. бесцензурной демократической печати России 19 в. Идея историзма

пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и специфику

искусства в образном воспроизведении действительности в ее типическим

чертах, Б. резко выступал против реакционного романтизма, дидактической

беллетристики, пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и

возглавлявшейся Гоголем натуральной школы . Указывая на связь понятий

народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о

зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между

т. наз. образованным об-вом и народной массой, о сочувствии современности,

т. е. 'прогрессу, как неотъемлемом качестве подлииного художника. Взгляды

В. на искусство сыграли большую роль в раэвитии эстетики. ОГАРЕВ Николай

Платонович - рус. революционер-демократ, философ. О. и Герцен

родоначальники рус. крестьянского утопического социализма, народничества.

Теория общинного' социализма О. и Герцена явилась выражением революционных

требований крестьянских масс, стремившихся к полному уничгожения

помещичьего землевла-. дения, к полному свержению поме щичьей власти.

О.один из создателей подпольной революционной организации "Земля и воля" 60-

х гг., идеи к-рой он изложил в статье "Что нужно народу?" (1861) и др.

работах. До 1840 О. стоял на идеалистически" позициях. Знакомство о

достижениями естествознания 19 в., о философией фр. материализма и особенно

с "Сущностью христианства " Фейербаха помогло ему стать на позиции

философского материализма и атеизма. Хотя О. и отдал дань антропологизму,

созерцательный характер философии Фейербаха его не удовлетворял. Вместе а

Герценом он критически перерабатывает и переосмысливает философию Гегеля,

особенно его диалектику, делая из нее революционные выводы, используя ее

для обоснования революции в России. О. высказано немало глубоких мыслей по

вопросам происхождения и развития сознания, соотношения абсолютной и

относительной истины, по проблемам противоречий в процессе развития природы

и об-ва. О. разрабатывал принципы материалистической эстетики, подчеркивал

общественную роль и народность искусства, боролся за его . высокую

идейность, решительно отвергая при этом идеалистическую теорию "чистого

искусства ". О. явился одним из предшественников рус. социал-демократии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.