Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)






макроэкономическую значимость.

Растёт парк ЭВМ, ускоренными темпами идёт развитие систем и средств

телекоммуникации, растёт число корпоративных информационных сетей.

Количество российских пользователей Интернета превышает два миллиона

человек. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что

составляет 0,6% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно

расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы,

успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растёт рынок

средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области

телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число

телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое

меньше, чем на Западе.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства,

системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера

государственного управления и правопорядка. В государственных органах на

федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно

высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными

сетями.

Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами

– в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек,

около 1 млн. баз данных общим объёмом более 170 терабайт. В целом по объёму

информационных ресурсов наша страна уверено занимает одно из ведущих мест в

мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа [3].

В настоящее время одним из динамичных секторов российского рынка

стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и

услуг. Сегодня всё программно-техническое обеспечение процессов

информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным

информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии

появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства

в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны

обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к

информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40

федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ,

около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что

правовая основа развития информационного общества только начинает

создаваться и может быть качественно сформирована только при условии

системного её завершения и развития её на региональном уровне.

В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком

государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а

в 1999 году – Концепция перехода России к информационному обществу.

Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он

даёт определённые преимущества – те, кто начал позже, могут уберечь себя от

ошибок, допущенных первопроходцами.

Использование материальных и духовных благ информационного общества

может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое

процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия

должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах

полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением

политической независимости, национальной самобытности и культурных

традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно

ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут

сформированы в России при стабильных социально-экономических условиях и

глубоких экономических преобразованиях в первой четверти 21 столетия.

Вместе с тем, в России, так же как и в других странах мира, имеет

место «информационная бедность». В последнее время в связи со сложностями

экономического развития люди, особенно малоимущие категории населения и

жители депрессивных регионов, теряют доступ даже к традиционным источникам

ИКТ. Выходят из строя телевизоры, ломаются радиоприёмники, а на починку или

приобретение новых не хватает средств. Огромное число жителей не имеет

возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже

превратилась в инструмент бизнеса.

Несмотря на бурное развитие технологии, немало россиян отрезано от

пользования компьютером и Интернетом. Более того, у многих из них нет

возможности даже научиться использовать эти технологии и, таким образом,

они лишены возможности пользоваться ими в немногочисленных, но всё же

существующих точках общественного доступа – в вузах, библиотеках, школах.

ИКТ стали фактором политической борьбы в России. Особенно ярко это

показала избирательная кампания 1999 года, когда Интернет, сетевые СМИ

завоевали своё место в политической жизни. И опять-таки, мы можем говорить,

что у большинства населения России нет возможности получить доступ к

сетевым СМИ и к Интернету. Не потому, что они этого не хотят, а потому что

они не имеют компьютера, не имеют доступа, не знают, как это делать, и к

этому не готовы.

На международном уровне проблема информационного неравенства

признаётся так же, как признаётся необходимость его преодоления. Оно

поддаётся объективным количественным способам измерения, то есть существует

определённый набор параметров, критериев, по которым однозначно

определяется «информационная бедность» или информационное богатство той или

иной страны. Здесь получается парадоксальная ситуация. Россия в

экономическом отношении находится во второй сотне государств. Но если

говорить про развитие ИКТ, то благодаря инфраструктуре, которая была

создана более 10 лет назад и продолжает быстро развиваться, Россия занимает

достаточно привлекательное положение в мире.

Если же соотнести, скажем, насыщенность компьютерами, степень

подключённости к Интернету и т.д. не применительно к территории страны или

к количеству населения, а применительно к ВВП, то получится, что при

минимальном продукте у нас очень хорошие показатели, едва ли не лидирующие

в мире. И так как наша страна является участником «Большой Восьмёрки», её

участники считают, что Россия находится на верхней ступени, на высоком

берегу информационного неравенства.

Необходимо отметить, что вопрос не сводится к только к неравенству

между различными категориями населения. Существует проблема информационного

неравенства и между регионами. Скажем, между Москвой и Дагестаном.

Существуют проблемы в каждом населённом пункте. Даже в Москве есть

места, где больше возможностей доступа к информационным технологиям, и где

меньше. Наконец, это неравенство имеет отношение и к образованию. Человек,

который имеет лучшее образование, способен получить в Интернете намного

больше полезной информации, чем человек, который является пользователем,

только подошедшим к компьютеру.

Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из

той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим

приоритетам.

Первый из них – это вопрос нормативной базы. В отсутствие

соответствующего законодательства никакие попытки устранить информационное

неравенство не могут иметь успеха. В России такой базы нет.

В других странах, например, в Аргентине, вопрос использования

гражданином электронной почты уже вносится в Конституцию как одно из прав

человека. В Великобритании принята правительственная программа можно

сказать «всеобщей интернетизации» населения, которая должна к 2005

году обеспечить всем доступ к сети. Он должен быть бесплатным и в пределах

«пешеходной доступности»

Второй приоритет – вопрос образования, того, что называют

«человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему

подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России

большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно

использовать ИКТ. Часть так называемых «продвинутых пользователей»

достаточно небольшая.

Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития

телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи

данных, мобильной связи и т.д.

Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом

количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы

частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась

тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств

доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам

доступа в отдалённых районах.

И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством ИКТ, то

есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части

бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть.

Есть точка зрения, что информационное неравенство – явление

неизбежное и социально обусловленное и с этим ничего нельзя сделать.

Сторонники данного подхода ведут речь лишь о нахождении некоего социально-

этически приемлемого уровня. Сейчас не менее 10% российских детей обречены

на информационное неравенство и социальную неконкурентоспособность. Сама

ситуация в образовании не менее парадоксальна, чем в целом по

информатизации в обществе. С одной стороны, идёт реформа образования,

декларируется переход к постиндустриальному обществу, с другой – ярко

выражена деградация науки, образования, деиндустриализация. На окраинах

России из-за отсутствия финансирования дети не могут получить и начального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.