Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)






Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии и отечественной истории

Р Е Ф Е Р А Т

по философии на тему:

«Информатизация как механизм социального управления

(философский аспект)»

Выполнил: аспирант А.В. Юрасов

Рецензент: док. филос. наук

А.М. Старостенко

ОРЕЛ 2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему

информатизации………………………………………………………………….5

2. Информационное общество: сущность, тенденции, проблемы развития

развития………………………………………………………………………….18

3. Современное состояние информатизации в России и перспективы

её развития………………………………………………………………….…...33

Заключение……………………………………………………………………...51

Список использованных источников………………………………………….54

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж тысячелетий совпал с переходом к третьей – после аграрной и

индустриальной – стадии цивилизации, которую обычно обозначают как

«информационное общество». В последние годы информация стала одним из

важнейших управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими,

финансовыми, материальными. В складывающемся сегодня типе цивилизации –

информационной цивилизации – информация становится стратегическим ресурсом

общества. Её производство и потребление составляют необходимую основу

эффективного функционирования и развития всех сфер жизни общества, и,

прежде всего, его экономики. В современных условиях право на информацию и

доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Возрастающая роль информации в жизни общества явилась предметом

научного осмысления. Были выдвинуты различные теории, объясняющие её роль,

место и значение в жизни общества, наиболее популярными из которых являются

теории постиндустриального и информационного общества.

Во многих публикациях последнего времени одним из ключевых

становится тезис о том, что мир вступает в новую эру – информационную, в

век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций

без границ. Все авторы едины в том, что приход нового времени радикально

изменит экономические и социальные стороны жизни общества.

Концепция информационного общества разрабатывалась на протяжении

многих лет учеными философами, которые так и не пришли к единому мнению о

том, что первично в их исторической концепции – духовная либо материальная

сфера. Все они рассматривали информационное общество с какой-то одной

стороны – либо с экономической, либо с технической, либо с социальной или

культурной точки зрения.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила

революция в области коммуникаций и информатизации, достигая таких

масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения.

Информатизация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества,

вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного

движения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена

управления. Именно информатизация, управление и организация, как могучие

локомотивы прогресса, двигают развитые страны в новую цивилизацию.

Все эти вопросы сейчас достаточно актуальны и активно обсуждаются во

многих средствах массовой информации, хотя до сих пор нет единого мнения

относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного

направления, формулировок и понятий.

Таким образом, проблема информатизации и шире – информационного

общества – является сегодня очень актуальной как в научно-теоретическом

плане, так и в практическом.

Цель реферата – анализ информатизации как механизма социального

управления. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Дать понятие и характеристику основных теоретических подходов к

проблеме информатизации.

2. Охарактеризовать сущность, проблемы и тенденции развития

информационного общества.

3. Охарактеризовать современное состояние информатизации в России и

перспективы её развития.

Структура работы. Работа объемом 57 страниц основной части состоит

из введения, трех разделов, заключения, а так же списка использованных

источников из 42 наименований.

1. Понятие, теоретические основы, взгляды философов на проблему

информатизации

В современных условиях информация становится реальным социальным

ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку

адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к

постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения,

соответствующие новым обстоятельствам. Информация является важным ресурсом

социально-экономического технологического и культурного развития, масштабы

её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных

ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию

уже имеет макроэкономическую значимость. Значение информации в жизни

общества стремительно растёт, меняются методы работы с информацией,

расширяются сферы применения новых информационных технологий.

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни

современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что

это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она

уточняет их, ограничивает использование термина строгими рамками его

применения в конкретной научной области. Так, понятие информации, становясь

предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и

обобщается. Понятие информации является одним из ключевых в современной

науке.

Сложность явления информации, её многоплановость, широта сферы

применения и быстрое развитие отражается в постоянном применении новых

толкований понятий информации и информационных технологий. Поэтому имеется

много определений понятия информации, от наиболее общего философского –

«информация есть реальное отражение мира» [9] до узкого, практического –

«информация есть все сведения, являющиеся объектами хранения» [18].

Приведём для сопоставления также некоторые другие определения и

характеристики:

- информация является одной из фундаментальных сущностей окружающего мира

(академик Г.Поспелов) [25];

- информация – первоначально – сведения, передаваемые одними людьми

другим людям устным, письменным или каким-либо другим

способом [16];

- информация является одним из универсальных свойств материи [9].

- под информацией следует понимать не сами предметы и процессы, а их

отражение или отображение в виде чисел, формул, описаний, чертежей,

символов, образов [8].

В общеупотребительном смысле слова под информацией понимается любое

сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и

т.п., но, несмотря на видимую простоту и очевидность, общепринятого

определения информации пока ещё нет.

Самое простое, классическое, докибернетическое определение

информации гласит, что информация это передача сообщения. По Н.Винеру

информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в

процессе приспособления к нему [6]. Заметим здесь момент отражения внешнего

мира (гносеологический аспект) и адаптационный (приспособление к нему).

Далее, информация – это уже коммуникация и связь, в процессе которой

устраняется неопределённость [10]. В данном определении акцентируется

внимание на философско-психологической стороне (коммуникация и связь).

Имеются ещё и такие определения как: информация – передача

разнообразия (Р. Эшби) [41]; информация – оригинальность, новизна, мера

сложности структур (С. Моль) [20]; информация – вероятность выбора

(Т. Яглом) [42] и др.

Л.Г. Свитич отмечает, что «понятие информация… имеет множество

значений», но в общефилософском и металингвистическом толковании «она

понимается как совокупность непроявленых, потенциальных и развёрнутых,

проявленных, реальных смыслов» [33] .

Такое разнообразие понятий существует потому, что в отечественной

философской науке более трёх десятилетий существуют два различных подхода,

две противоборствующих друг другу концепции – атрибутивная и

функциональная.

Атрибутивный подход рассматривает информацию как свойство материи, а

функциональный связывает информацию лишь с функционированием

самоорганизующихся и организуемых систем. В чём же разница между двумя

подходами? Рассматривая информацию как свойство материи вообще, мы (исходя

из того, что материя может быть как живой, так и неживой) должны будем

признать, что информация – признак, характерный не только для живой

материи, но и для неживой. Функциональный же подход по сути дела признаёт

информацию свойством только живой материи (самоорганизующихся и

организуемых систем). Таким образом, атрибутивный подход более широко

рассматривает данное понятие и он мне ближе, поскольку информация, на мой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.