Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)






взгляд, – универсальное свойство материи и источником информации может быть

и неживая материя (естественно, речь не идёт о социальной информации).

Ещё в 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение

многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как

передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как

передающую часть, сторону отображения [36].

Думается, что данного определения всё-таки недостаточно в плане

представления его в классической и постнеклассической методологии.

Понятие «информация» становится всё более многоаспектным,

мнлогоуровневым, многомерным, одним словом, усложнённым. При этом важно

подчеркнуть, что информация и знания – самостоятельные, но неразделимые

понятия. Информация первоначально – сведения, передаваемые людьми устным,

письменным или другим способом. Это понятие включает обмен сведениями между

людьми, обмен сигналами между различными объектами социального и животного

мира (энциклопедическое определение).

В социальном управлении мы имеем дело с различными видами социальной

(экономической, политической, правовой, социально-психологической,

социологической и т.д.) информации, то есть информации, рассматриваемой с

позиций социальной информациологии.

Итак, в философско-социальном плане информация – это передача,

циркулирование отражённого и взаимоотражённого многообразия жизненного

пространства человека.

В теории информации информация определяется как конечные сведения,

являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Важное значение для

понимания сущности социальной информации имеет её смысловое содержание. С

точки зрения классической теории информации понятие «информация»

определяется через меру уменьшения неопределённости знания о

совершенствовании какого-либо события. Эта мера была названа энтропией.

В социальном управлении информация выступает связующим звеном между

объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления

в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в

виде управленческого решения и характеристику результата его реализации.

Наконец, если посмотреть на информацию в чисто утилитарном, рабочем

плане, с точки зрения управленца, который должен принять на основании

определённое решение, то здесь информация выступает как «совокупность каких-

либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах и

явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и

систематизированных в пригодную для использования форму» [3]. Однако надо

отметить, что в управленческой сфере происходит взаимодействие не со всей

информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для

формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идёт об

управленческой информации.

На наш взгляд, информация в сфере социального управления – факты,

сведения о процессах и явлениях окружающей действительности, которые

отобраны в соответствии с нуждами и потребностями управления. Естественно,

что прежде чем попасть к лицу, принимающему решения, она подвергается

определённой обработке и адаптации, которые в идеале не должны искажать

сущность информации.

Научное определение информации дается достаточно просто, если

предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в

природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов.

Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все

остальное время пребывает в виде данных. Информация – это продукт

взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого

взаимодействия.

Информатизация – относительно новый термин, который всё чаще

начинает использоваться в тех же контекстах, в которых раньше мы встречали

слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Но

информатизация – не только новый способ обозначить известную проблему,

употребление этого термина стало своего рода вехой, отмечающей новый

уровень понимания самой проблемы. Речь идёт о резком увеличении

производительности труда на основе новых информационных технологий.

Информатизация общества – это организованный социально-экономический

и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,

органов государственной власти, организаций, общественных объединений на

основе формирования и использования информационных ресурсов.

По мнению ряда авторов информатизация включает три взаимосвязанных

процесса:

- медиатизацию – процесса совершенствования средств сбора, хранения и

распространения информации;

- компьютеризацию – процесса совершенствования средств поиска и обработки

информации;

- интелектуализацию – процесса развития способности восприятия и

порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала

общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Эти три процесса, особенно если они проводятся решительно и

последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям

социальной структуры.

Термин «информатизация общества» является более широким понятием,

чем «компьютеризация общества». Под термином «компьютеризация» понимается

широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей

[17]. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению

технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение

результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации

общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного

использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех

видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация является

более широким понятием по сравнению с компьютеризаций при их внешней

схожести и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения

своих потребностей.

Информатизация должна быть слита с процессами социальной

интелектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и

ее информационной среды.

Ученые выделяют два основных теоретико-методологических подхода к

информатизации общества:

- технократический – когда информационные технологии считаются средством

повышения производительности труда и их использование ограничивается, в

основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный – при котором информационная технология рассматривается

как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для

производства, но и для социальной сферы.

Концепция информатизации включает, прежде всего, создание

унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной

информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления,

хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимого для

информационного обеспечения деятельности.

До сих пор несмотря на широкое распространение термина

«информационное общество» учёные и специалисты ещё не пришли к единодушному

пониманию его основного содержания. В мире активное обсуждение

теоретических основ развития информационного общества проходило в конце 70-

х начале 80-х, когда возникла так называемая теория информационного

общества, основные положения которой сводятся к следующему:

- на смену самовозрастания капитала идет самовозрастание информации,

совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных

отношений, в которых главное не право собственности, а право

пользования;

- возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с

понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-

экономические последствия;

- информационно-коммуникационная техника становится определяющим фактором

социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные

структуры.

Уже к началу 60-х годов сформировались важнейшие методологические

основы, позволявшие рассматривать становление нового социального состояния

с позиций отхода от традиционного индустриализма и развития «экономики

услуг», сопряжённого с повышением роли технологического фактора, науки и

образования, расширением влияния нового класса квалифицированных

профессиональных менеджеров и технократов и качественным изменением места

теоретического знания и информации в общественном производстве. Оставалось

объединить все эти элементы в систему, которая могла бы стать действенным

инструментом социального прогнозирования.

Впервые в достаточно отчётливом виде идея информационного общества

была сформулирована в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. В 70-е

годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий –

информационного общества и постиндустриализма Сегодня многие учёные вслед

за известными социологами Д.Беллом и О.Тоффлером считают, что человеческая

цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в

новую – информационную. По мнению Д. Белла информационное общество – это

новое название для постиндустриального общества, подчёркивающее не его

положение в последовательности общественного развития (после

индустриального общества), а основу определения его социальной структуры –

информацию. Теорию постиндустриального общества Д. Белл разрабатывал в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.