Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)






сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и

ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних

отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней

структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения

бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В связи с чем в

любом государстве возникает необходимость создания соответствующих

структур, на которые была бы возложена обязанность контроля за созданными

«гибридными» сферами деятельности. В России эту нишу заняла Рабочая группа

по электронной коммерции при Экспертно-координационном совете Комитета по

экономической политике и предпринимательству Государственной Думы

Российской Федерации. Данная организация занимается вопросами, связанными с

развитием сферы интерактивного бизнеса и электронной коммерции в России.

Основными задачами Рабочей группы являются:

- разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной

коммерции;

- создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную

равнозначность юридических документов, представленных в электронной

форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;

- разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском

сегменте сети Интернет и др.

Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно

регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие

из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России

пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.

Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации

является создание единого электронного правительства для целей контроля за

деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках

различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть

следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации

совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая

снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Целью создания электронного правительства является эффективное

государственное управление, прозрачность работы государственной власти и

разрушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить на

четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства – это разработка

информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и

справочную информацию о данном государственном учреждении или

административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный

интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между

органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для

этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного

взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность

осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и

бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов,

социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу

лицензий и т. д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который

интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный

доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует

повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также

существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе.

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

- координацию и администрирование взаимодействия между различными

государственными структурами;

- организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами

(получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание,

здравоохранение, образование и т. д.);

- организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные

закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление

государственной собственностью, разработка и реализация программ

развития экономики и т. п.);

- выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных

органов информации, включая информацию личного характера (например,

порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря

использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации

пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;

- создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

- обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне

зависимости от места проживания гражданина;

- обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

- преодоление информационного неравенства;

- обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в

государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком

статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу

приняты) находится данный документ;

- расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

- реформирование высокозатратных структур государственной власти;

- радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего

общества.

Один из наиболее важных элементов концепции информационного

общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, –

прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов

взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование

коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с

гражданином.

С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как

один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов

всех органов государственной власти.

Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная

Россия на 2002 – 2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации

взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы

электронного обучения, электронной медицины, развития электронных

технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа

развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались

барьеры, которые необходимо преодолевать [22].

Диалог населения с государственными служащими посредством

телекоммуникационных сетей позволяет более рационально организовать

взаимодействие власти и граждан – исчезает необходимость непосредственного

контакта в установленные часы в присутственном месте, общение может

осуществляться круглосуточно и практически в любое время. Деятельность и

конкретные решения федеральных министерств, ведомств и местных органов

власти становятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов

этого становится укрепление стабильности в стране.

В России нет системы показателей развития информационного общества,

а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть

согласованы с теми показателями, которые используются в международной

практике.

И самое важное – это то, что в России вообще отсутствует форум, на

котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о

развитии информационного общества.

Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те

сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве,

которая является лидером в России в области развития информационных

технологий и информационного общества в целом, жители города не могут

получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть.

Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие

документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности

по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику правительства

города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже

начинают развиваться электронные торги.

Подытоживая выше сказанное стоит отметить, что концепция

электронного правительства разрабатывается не только у нас в стране.

Подобные концепции разрабатывают многие страны мира, где уже существует

достаточно развитое (по сравнению с Россией) информационное общество. Но до

сих пор ни одна из подобных концепций не заняла свое законное место в новом

информационно-телекоммуникационном типе экономики. Это говорит о том, что

процесс развития «гибридного» вида экономики, во-первых, еще не до конца

изучен а, во-вторых, сами люди ещё не до конца осознали необходимость

внедрения информационно-телекоммуникационных технологий практически во все

сферы жизни общества, в том числе в политическую и экономическую.

В России за последние 10 лет процессы информатизации,

компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьёзные

предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции

страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.

Информация становится важным ресурсом социально-экономического,

технологического и культурного развития, масштабы её использования

сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия,

сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.