сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и
ведения экономической деятельности. Преобразования коснулись как внешних
отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней
структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения
бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В связи с чем в
любом государстве возникает необходимость создания соответствующих
структур, на которые была бы возложена обязанность контроля за созданными
«гибридными» сферами деятельности. В России эту нишу заняла Рабочая группа
по электронной коммерции при Экспертно-координационном совете Комитета по
экономической политике и предпринимательству Государственной Думы
Российской Федерации. Данная организация занимается вопросами, связанными с
развитием сферы интерактивного бизнеса и электронной коммерции в России.
Основными задачами Рабочей группы являются:
- разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной
коммерции;
- создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную
равнозначность юридических документов, представленных в электронной
форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;
- разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском
сегменте сети Интернет и др.
Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно
регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие
из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России
пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.
Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации
является создание единого электронного правительства для целей контроля за
деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках
различных информационных сетей.
В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть
следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации
совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая
снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Целью создания электронного правительства является эффективное
государственное управление, прозрачность работы государственной власти и
разрушение монополии чиновников на информацию.
Создание системы электронного правительства можно разделить на
четыре стадии.
Первая стадия создания электронного правительства – это разработка
информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и
справочную информацию о данном государственном учреждении или
административно-территориальном образовании.
На второй стадии создания электронного правительства информационный
интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между
органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для
этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного
взаимодействия между ними.
На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность
осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и
бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов,
социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу
лицензий и т. д.
Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который
интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный
доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует
повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также
существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе.
Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:
- координацию и администрирование взаимодействия между различными
государственными структурами;
- организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами
(получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание,
здравоохранение, образование и т. д.);
- организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные
закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление
государственной собственностью, разработка и реализация программ
развития экономики и т. п.);
- выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных
органов информации, включая информацию личного характера (например,
порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря
использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации
пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;
- создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;
- обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне
зависимости от места проживания гражданина;
- обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;
- преодоление информационного неравенства;
- обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в
государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком
статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу
приняты) находится данный документ;
- расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;
- реформирование высокозатратных структур государственной власти;
- радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего
общества.
Один из наиболее важных элементов концепции информационного
общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, –
прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов
взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование
коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с
гражданином.
С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как
один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов
всех органов государственной власти.
Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная
Россия на 2002 – 2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации
взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы
электронного обучения, электронной медицины, развития электронных
технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа
развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались
барьеры, которые необходимо преодолевать [22].
Диалог населения с государственными служащими посредством
телекоммуникационных сетей позволяет более рационально организовать
взаимодействие власти и граждан – исчезает необходимость непосредственного
контакта в установленные часы в присутственном месте, общение может
осуществляться круглосуточно и практически в любое время. Деятельность и
конкретные решения федеральных министерств, ведомств и местных органов
власти становятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов
этого становится укрепление стабильности в стране.
В России нет системы показателей развития информационного общества,
а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть
согласованы с теми показателями, которые используются в международной
практике.
И самое важное – это то, что в России вообще отсутствует форум, на
котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о
развитии информационного общества.
Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те
сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве,
которая является лидером в России в области развития информационных
технологий и информационного общества в целом, жители города не могут
получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть.
Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие
документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности
по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику правительства
города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже
начинают развиваться электронные торги.
Подытоживая выше сказанное стоит отметить, что концепция
электронного правительства разрабатывается не только у нас в стране.
Подобные концепции разрабатывают многие страны мира, где уже существует
достаточно развитое (по сравнению с Россией) информационное общество. Но до
сих пор ни одна из подобных концепций не заняла свое законное место в новом
информационно-телекоммуникационном типе экономики. Это говорит о том, что
процесс развития «гибридного» вида экономики, во-первых, еще не до конца
изучен а, во-вторых, сами люди ещё не до конца осознали необходимость
внедрения информационно-телекоммуникационных технологий практически во все
сферы жизни общества, в том числе в политическую и экономическую.
В России за последние 10 лет процессы информатизации,
компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьёзные
предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции
страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.
Информация становится важным ресурсом социально-экономического,
технологического и культурного развития, масштабы её использования
сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия,
сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10