Рефераты. Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)






образования. Общая обстановка тяжёлая и совершенно утопично надеяться на

то, что информатизацией можно преодолеть социально-экономические проблемы в

наших условиях [11].

Осознать проблему информационного неравенства важно для России уже

сегодня, когда развитие информационного общества находится на начальной

стадии, но идёт довольно высокими темпами. Информационное неравенство

развивается вместе с развитием самих ИКТ. Складывается ситуация, когда

быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное

неравенство, и в этом состоит одна из серьёзных трудностей его преодоления.

Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная

позиция государства. Если государство не начнёт думать о тех слоях

населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится

на узкий круг информационной элиты и аутсайдеров.

Для решения проблемы информационного неравенства принципиально важно

партнёрство государства и гражданского общества. Это партнёрство должно

быть направлено не только на развитие самой инфраструктуры информационного

общества, но и на её социальную ориентацию, то есть стимулировать

«проникновение» ИКТ в новые социальные ниши. Информационное неравенство –

социальная проблема с высокой степенью приоритетности для государственных и

муниципальных структур. Это означает, что эта проблема может и должна

решаться с помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности

по преодолению информационного неравенства является тесное социальное

партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого

сектора.

Проблема неравного доступа к информации становится одним из ключевых

вопросов современного общества во многих странах мира. В особенности это

актуально для постсоветского пространства, где образовательный уровень

населения традиционно высок, и где в последние годы имела место поспешная

«экономизация» всех сфер социальной жизни. Отсутствие долговременных

программ поддержки социальных проектов в сфере информатизации привело к

тому, что ИКТ обслуживают исключительно экономические цели. Это означает,

что значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры,

инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к

информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в

информационном обществе.

Социальное разделение по отношению к информации становится в России

болезненным вопросом, вызывает болезненное противостояние. Развитие

альтернативных некоммерческих проектов чрезвычайно важно, так как должно

привести к относительному уравниванию возможностей для разных социальных и

культурных групп.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с

информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать

однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной

стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной

индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли

хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская

сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны

– не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые

слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное

преломление (информационное неравенство между регионами).

Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве,

которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой

защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о

праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране

авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в

международном информационном обмене и т.д..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация общества – это организованный социально-экономический

и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,

органов государственной власти, организаций, общественных объединений на

основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация

включает в себя медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Наука

выделяет два подхода к информатизации технократический и гуманитарный.

Научным сообществом не выработан единый подход к определению понятия

информационного общества. Проблематика информационного общества как нового

типа общественных отношений, разрабатывалась Д.Беллом, А Туреном,

О.Тоффлером и др. Одно из самых распространённых определений

информационного общества такое: информационным называется общество, в

котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и

материи. Ключевой тенденцией информационного общества является

последовательное возрастание роли информации и знания в современном

обществе. Информация и знания становятся всё более важными факторами

производства, движущей силой экономического развития и процветания

общества. Информация становится реальным социальным ресурсом.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос

акцента в производстве с использования материалов на производство

информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение

добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие

получает «третичный» сектор экономики – оказание услуг. Отличительным

признаком информационного общества является свобода доступа к информации и

свобода её распространения, признаётся ведущая роль науки, знаний,

получения, распространения информации, а также университетов, учёных,

менеджеров-консультантов. В информационном обществе производство товаров и

услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации.

Признавая достоинства информационного общества, нужно также сказать

и о его недостатках и рисках, связанных с ним. Как и любое другое,

информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их

применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений.

Взрывное развитие ИКТ, либерализация международной торговли, триумф

рыночной экономики приводят к размыванию национальных и политических границ

и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за

счёт образования глобальных конгломератов в области информации,

коммуникации и досуга.

Интенсивное использование глобальных сетей способствует

возникновению новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых

стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми

сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая

самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских

предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-

производителей.

Усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных

корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны

окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту.

Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейся

социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и

других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав

производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного

измерения бедности – так называемой «информационной бедности», когда

население дифференцируется по принципу возможности доступа к информационным

технологиям. Значительные группы населения (люди с малыми доходами,

пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют

доступа к информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни

в информационном обществе. Специалисты отмечают также существование

информационного неравенства между регионами.

Взрывное развитие ИКТ, предоставляя большие возможности обществу, в

то же время создаёт предпосылки для установления диктатуры и глобального

контроля власти над обществом, манипуляции общественным сознанием.

Характеризуя развитие информатизации в России, необходимо отметить

двойственность ситуации и противоречивость протекания этого процесса. С

одной стороны, бурными темпами развивается информационная индустрия,

стремительно растёт рынок информационных услуг, с другой стороны для

России, к сожалению, остаётся весьма актуальной проблема «информационной

бедности». Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которые

остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий круг

информационной элиты и аутсайдеров. Эта проблема может и должна решаться с

помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по

преодолению информационного неравенства является тесное социальное

партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого

сектора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абдеев Р.Ф. Философия новой информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС,

1994. – 216 с.

2. Анохин П.К. Конструкция мозга. – М.: Иностранная литература, 1962. –

232 с.

3. Г.В. Атаманчук Теория государственного управления.- М.: Изд-во РАГС,

1997. – 280 с.

4. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб.: Питер, 2001. – 314 с.: ил.

– (Серия «Краткий курс»).

5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-

ПРЕСС, 1999. – 560 с.

6. Н. Винер Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991. - 620 с.

7. ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные

сведения» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

8. Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 №Пр-1895 //

Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

9. Журналистика в информационном обществе /Под ред. Я. Засурского. -

М.:Изд-во МГУ, 2001. – 276 с.

10. Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. -

М.:Луч, 1999. – 276 с.

11. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А.

Иванова. М.: Институт развития информационного общества, 2000. 840 с.

12. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

13. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для

вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Изд. 4-е, испр. и доп. – 640

с.

14. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. – СПб:

ООО «ДиаСофтЮП», 2001. – 224 с.

15. Козье Д.К. Электронная коммерция. М.: ИТД «Русская редакция», 1999. –

268 с.

16. Компьютеры и экономика: экономические проблемы компьютеризации общества

/Под ред. И.М. Макарова. – М.: Наука, 1991. – 346 с.

17. Л.Н Королёв, В.К. Власов Компьютеризация в науке и производстве. - М.:

Знание, 1988. - 35 с.

18. Краткий толковый словарь русского языка /Под ред. В.В. Розановой. М.;

Русский язык, 1987. – 252 с.

19. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных

работ. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2002. – 256 с.

20. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. –

СПб.: Питер, 1994. – 187 с.

21. С. Моль Информационное воздействие в современном мире. - М.: Крымский

мост, 484 с.

22. Москва и информационное общество /Под ред. С.В. Орлова и Ю.Е. Хохлова.-

Институт развития информационного общества, 1999. - 800 с.

23. Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. Иноземцева В.Л.- М.:

Академия, 1999. – 640 с.

24. Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии:

современная практика и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2001. –

287 с.

25. Г. Поспелов Теория и практика коммуникации. М.: Академия, 1998. – 574

с.

26. Проект открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые

стандарты электронной коммерции» // Справочно-правовая система (СПС)

«Консультант Плюс».

27. Проект Федерального закона РФ «О государственной политике Российской

Федерации по развитию и использованию сети Интернет» // Справочно-

правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

28. Проект Федерального закона РФ «О предоставлении электронных финансовых

услуг» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

29. Проект Федерального закона РФ «О сделках, совершаемых при помощи

электронных средств (Об электронных сделках)» // Справочно-правовая

система (СПС) «Консультант Плюс».

30. Проект Федерального закона РФ «Об информатизации банковской системы

российской федерации с использованием мировой информационной сети

Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

31. Проект Федерального закона РФ «Об электронной торговле» // Справочно-

правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

32. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Дело, 1991. –

217 с.

33. Свитич Л.Г. Социальная информациология. - М.: Алгоритм, 2000. – 250 с.

34. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и

российской опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 с.

35. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. 816 с.

36. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //

Философские науки. 1991, №5. С.20 – 37.

37. Федеральная целевая программа РФ «Электронная Россия» от 28.01.2002 №65

// Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

38. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите

информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС)

«Консультант Плюс».

39. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-

ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

40. Школьникова И.Г. Информационные технологии – «Галактика» на выставке

Бухучет и аудит’2003: некоторые итоги. // Экономика и жизнь. – 2003. –

№4. – С.15-16.

41. Р. Эшби Массовая информация: стратегия и тактика потребления. - М.:

Дело, 1993. – 469 с.

42. Т. Яглом Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа

и практика исследования.- С-Пб.: Питер, 2000. 190 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.