Рефераты. Буддизм






которыми обладают будды, человечество издавна привыкло приписывать богам:

всемогущество, способность совершать чудеса, возможность появляться в

разных обликах, влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д.

Отказавшись от термина боги, назовем будд высшим рангом персонажей

буддийской мифологии.

Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд

неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех

временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы

(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,

силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом

пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное

тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с

ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,

Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные

будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового

периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять

татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —

Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на

юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).

Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —

"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое

другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был

Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз

перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также

бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью

"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,

терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их

помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее

популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:

бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани

и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям

посвящена значительная литература.

Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает

"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня

духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в

махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.

Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас

самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.

Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и

пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях

буддизма.

В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По

отношению к ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их

основное назначение — охранители, и в принципе им может стать любой

персонаж пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав

восхождение по пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и

полугневный облик. Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога

смерти Ямы. Все его формы — многорукие, многоногие и многоликие.

К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и

тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она

имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако

побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с

точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в

индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное

овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого

состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во

вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,

принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются

сиддхи, на пали — иддхи.

В переводе на язык наших дней речь идет о ясновидении, телепатии,

парадиагностике и т. д., то есть о тех явлениях, которые изучает сейчас

парапсихология, отнюдь не объявляя их огульно шарлатанством и по

возможности снимая с них мистический ореол. Очевидно, особая острота чувств

была немаловажным фактором при отборе учеников и в школы йогов в Индии и в

школы ваджраяны Тибета. Школа, разумеется, в данном случае, понятие

условное, речь идет только об учителе и ученике, их сознательном и

подсознательном контакте, который может осуществляться где угодно: в

пещерах, на вершинах гор, в стенах монастырей, при личном общении и на

большом расстоянии. Каждая стадия обучения заканчивалась определенными

испытаниями духа и тела посвященного. Прошедшие их продолжали

совершенствоваться на избранном пути, некоторые отсеивались, а иные в ходе

испытаний погибали или сходили с ума, став жертвами непосильного

психологического напряжения.

Несколько слов о концепции Калачакры — одной из важнейших в буддизме.

Ее суть во взаимосвязи и взаимозависимости вселенной и человека. Как все,

что происходит во вселенной, влияет на человека, так все, что происходит в

человеке, его психике и теле, способно, согласно этой концепции, повлиять

на вселенную. Именно поэтому так важно осознание каждой личностью своего

места в мироздании и чувства ответственности за все, что в нем происходит.

Калачакра это также "колесо времени" в его циклическом восприятии, которое

охватывает собою малые 12-летние циклы, объединенные в более крупные

временные единицы .- 60-летние циклы. Калачакра как календарная система

была введена в Тибете в 1027 г. 60-летний цикл как основа летосчисления уже

существовал к тому времени в Китае, где его введение приписывалось

императору Хуанди в 2697 г. до н. э., и в Японии, куда он попал вместе с

буддизмом и где дата его введения — 604 год. В Монголии он известен с XIII

в. Однако календарь это особая тема, связанная с буддизмом косвенно, через

идею бесконечности времени, бесконечной цепи перерождений, замкнутого

"колеса бытия" с его шестью мирами.

К числу общебуддийских относится и концепция мандала, без которого

немыслимы ни одна из национальных разновидностей буддизма и ни один из его

уровней. Мандала — явление, не поддающееся однозначному определению. Это и

философская концепция буддийской вселенной, и магическая диаграмма,

используемая в практике созерцания, и расположенный в виде иерархической

пирамиды пантеон богов, и просто блюдо для сбора жертвоприношений,

используемое в храмовых службах. Все эти значения при их кажущейся

несовместимости взаимопереплетаются и восходят к древнейшему смыслу этого

слова, которое в индийской традиции обозначало целый куст родственных

понятий — круг, орбита, пространство, космос и т. д.

Геометрическая схема, лежащая в основе мандала,- круг, вписанный в

квадрат, который в свою очередь тоже вписан в круг, представляет собой

архетипическую форму освоения пространства человеком, построения

универсальной модели вселенной. Именно потому так близки друг к другу

храмовые комплексы буддизма, христианства, ислама, а также других религий,

что в основу храмового зодчества любой из них положена одна и та же

общечеловеческая идея: храм — жилище бога и потому он должен выглядеть как

уменьшенная модель вселенной, которая есть истечение или творение этого

бога. В буддизме, наряду с храмами, функцию вертикальной модели вселенной

несет на себе ступа. Мандала, чаще всего написанная в виде иконы, считается

горизонтальной моделью вселенной, хотя ее можно изобразить и в скульптуре.

Человек, совершающий медитацию, мысленно помещает себя в центре мандала и

по мере прохождения разных стадий медитации приближает себя к слиянию с

божеством, которое выступает как объект медитации, а через него — с

космическим абсолютом. Так для созерцающего сливаются воедино мандала как

модель вселенной и мандала как геометрическая схема для медитации, т. е.

две наиболее значимые его функции. Эзотеричность концепции мандала ничуть

не помешала ее весьма широкому распространению и признанию в самых разных

областях жизни на Западе, например в живописи, искусстве танца, медицине

(картины в стиле мандала, танцы в ритме мандала, даже рисунки

душевнобольных в психиатрических клиниках, выражавшие их подсознательное

восприятие мира. тоже могут быть рассмотрены как варианты мандала).

В обширной мифологии ваджраяны есть одна легенда, заслуживающая

особого упоминания: о стране всеобщего благоденствия Шамбале. В ней не

бывает болезней, неурожаев, стихийных бедствий. Ее жители — сильные,

стройные люди, живущие до глубокой старости. Они не просто буддисты, но

проникли в самые глубины сокровенного знания. Путь в Шамбалу могут найти

только те, кто овладел этими знаниями столь же глубоко и преодолел в себе

чувственную привязанность к жизни. Все прочие могут пройти рядом и не

заметить ее. Существует немало легенд о людях, побывавших в ней и унесших

свет истины в свои страны. Не раз даже в нашем веке отправлялись на поиски

этой страны и отдельные энтузиасты и целые экспедиции. Не избежал этого

соблазна в свое время и Н. К. Рерих. Шамбалу искали в Тибете, на Памире, на

Алтае, но безрезультатно. Шамбала — это прекрасная сказка-утопия, такая же,

как Беловодье у староверов и другие аналогичные им легендарные земли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.