Рефераты. Буддизм






себя со своей эмоциональностью или с чем-то другим? Затем надо попробовать

разобраться, действительно ли образ, который я из себя создал, и есть мое

постоянное "я" – постоянное, неизменное, непроницаемое со всех сторон,

поскольку если это тождество, то оно должно являться таковым всегда.

Существует много способов рассуждения, которые могут здесь использоваться,

но у нас нет возможности говорить о них подробно. Прежде всего, нужно

сосредоточиться на отсутствии, т. е. на том, что мы не такие, какими себе

представляемся, и для этого мы проходим цепочку логической аргументации,

сначала для того, чтобы это понять, а затем, повторяя это рассуждение в

медитации, уже не обязательно делать это подробно, мы должны просто прийти

к ощущению, что я не только "мать Ивана" или я не только "сексуально

привлекательна".

Чтобы понять, что такое медитация на отсутствии, давайте посмотрим на

стакан в моей руке. Вы видите его, не так ли? Теперь, когда, я убрал его,

вы видите, что его нет в моей руке, не так ли? Это и есть отсутствие. Это

не просто "ничто". Это выглядит как "ничто", но на самом деле это не

"ничто", это отсутствие стакана. Таким образом можно фокусировать свое

внимание на разных типах отсутствия. Например, мы все видим, что в этой

комнате нет слона, хотя вообще-то слон в этой комнате мог и быть, поскольку

слон-это нечто существующее. Мы также видим, что в этой комнате нет

чудовища, а чудовище - это нечто несуществующее. В последнем случае мы не

говорим, что оно отсутствует, мы говорим, что такого объекта как чудовище

не существует. Это способ существования, который совершенно фиктивен, т. е.

ни мы, ни другие не существуют таким фантастическим способом. Я не

существую как человек, который всегда прав, а ты – как человек, который

всегда неправ, таких людей не бывает. Именно на этом и нужно

сосредотачиваться в своих медитациях – на отсутствии. То же самое мы должны

постараться увидеть в нашей повседневной жизни. Видя, например, что какие-

то люди ведут себя по-идиотски, мы будем говорить – "Вы идиоты!" – и при

этом очень сердиться. Но если мы сосредоточимся на том, что не существует

такой вещи, как полный идиот, мы поймем, что существуют причины и условия,

которые заставляют этих людей вести себя в настоящий момент по-идиотски,

хотя, на самом деле, они вовсе не идиоты. Понимание этого факта поможет нам

отнестись к ним с состраданием, а не просто ругать.

Мы должны понять, что все подобно иллюзии. "Подобно" здесь важное

слово, речь вовсе не о том, что все является иллюзией. Если бы все было

иллюзией, то не было бы никакой разницы, едим ли мы пищу по-настоящему или

едим ее в своем воображении – она одинаково наполняла бы наш желудок. Но

когда мы говорим о вещах, подобных иллюзии, мы подчеркиваем, что, хотя эти

вещи кажутся нам прочными, незыблемыми, на самом деле они не таковы.

Например, человек кажется идиотом, но на самом деле это подобно иллюзии, в

сущности, он совсем не такой, это всего лишь видимость. Таким вот образом

мы используем представления о пустоте. Мы работаем с ними как в Тхераваде,

так и в Махаяне. В Тхераваде речь идет преимущественно о нас самих, а в

Махаяне, помимо этого, и относительно всего окружающего.

В тхеравадинской системе мы прежде всего изучаем различные ощущения,

которые у нас возникают. Эта техника известна как випассана. Здесь мы

исследуем различные мысли и образы, непрерывно возникающие в нашем уме. Мы

смотрим, например, на свою ногу и наблюдаем за тем, как мы ее поднимаем:

вот это передняя часть моей ноги, вот это задняя часть моей ноги. В

результате мы научаемся видеть, что каждый момент нашего бытия соткан из

множества непрерывно изменяющихся вещей. Следующий шаг, после того, как мы

увидели этот изменчивый поток, заключается в осознании того, что в нем нет

такой вещи как "Я", есть только поток. Таким образом, эта техника

используется в Тхераваде для того, чтобы ощутить подлинное отсутствие какой

бы то ни было постоянной самоотождествленности.

В Махаяне на уровне сутры в большей степени используются анализ и

логика. Здесь мы исследуем, в чем собственно состоит наше жесткое

самоотождествление. В результате мы приходим к тому же самому выводу. В

технике Махамудры, особенно в традиции Кагью, мы фокусируемся на природе

ума или рассматриваем соотношение между явлениями и умом и снова приходим к

тому же выводу. Человек, кажущийся нам идиотом, не существует только в

таком виде, в каком он является нашему уму. Таким образом, есть много

различных путей к достижению понимания, но само понимание во всех случаях

одно и тоже.

В высшем классе тантр мы также стремимся обрести эту интуицию –

интуицию отсутствия, пустотности. Методов для достижения этого понимания

очень много, поскольку речь идет о ликвидации неведения, корня всех наших

заблуждений. Специфика высшего класса тантр в данном случае заключается в

том, что мы пытаемся прийти к этому пониманию используя самый тонкий и

глубокий слой нашего сознания, тогда как работая с другими классами тантр

или на уровне сутры, мы имеем дело с более грубыми слоями сознания.

Наитончайший уровень уже неконцептуален. Если мы сможем выйти на этот

уровень и использовать его, это даст наибольший эффект.

Существуют разные способы достижения этого уровня. В школах Гелуг,

Кагью и Сакья для того, чтобы дойти до этого наитончайшего уровня,

необходимо работать с тонкими энергетическими системами, растворяя более

грубые. В системе Дзогчен школы Ньингма говорится, что не обязательно

растворять более грубые уровни, чтобы придти к этому наитончайшему, но что

возможно распознать его как подоплеку любого момента сознания. Это

необыкновенно, невероятно трудная задача. Поэтому, чтобы достичь

отождествления с этим уровнем сознания, приходится делать много сотен тысяч

поклонов и подобных практик.

В тот момент, когда мы достигли такого неконцептуального

отождествления, происходит то, о чем мы говорили вчера: все осуществляется

сразу. Однако, более грубые уровни растворятся только в том случае, если мы

раньше занимались практиками с тонкими энергетическими системами, если они

у нас уже выполнены. Сама же процедура, посредством которой мы выходим

сейчас на тончайшие уровни психики уже не включает в себя работу с

энергетическими системами.

Единственным способом, который может помочь нам достичь реализации

тончайшего уровня психики и с его помощью устранить все наши проблемы,

является понимание пустоты. Для понимания пустотности, т. е. "отсутствия",

на этом уровне не важно, пришли ли мы к нему, используя по преимуществу

логику или рассматривая реальность как явление сознания и в том, и в другом

случае понимание будет одним и тем же.

Таким образом, понимание пустотности – это сердце любого рода

буддийской практики – будь это тантра, сутра или Тхеравада. При любом

сосредоточении это прозрение должно сохраняться.

Как мы говорили вчера, сосредоточения можно достичь используя объекты

разного рода. Основной процедурой при этом является корректировка внимания

в тех случаях, когда оно отклоняется от объекта сосредоточения. Это нелегко

и требует определенных усилий. Если ум отклоняется в сторону, можно просто

уснуть. Требуется большая тренировка, чтобы научиться ухватывать тот

момент, когда ум упускает объект. Тренировка внимания достигается благодаря

нравственной самодисциплине, то есть воздержанием от нанесения обид другим

отрицательными действиями, на грубом физическом и речевом плане. Дисциплина

возникает тогда, когда мы убеждаемся в том, что положительное действие дает

положительный результат, а отрицательное – отрицательный. Обретя эту силу,

мы можем научиться корректировать свое сознание и пресекать блуждание ума.

Вот то, что касается промежуточного уровня пути. Основная мотивация

направлена здесь на то, чтобы работать над нравственной самодисциплиной,

сосредоточением и пониманием "пустоты", "отсутствия". Термин "мотивация" на

этом уровне зачастую переводят как "отречение", что совершенно неправильно,

поскольку в европейских языках это слово подразумевает, что мы все бросаем

и уходим жить в пещеру. Здесь же речь идет, скорее, о том, что мы

решительно устремляемся к Освобождению. Мы смотрим на свои проблемы,

которые вновь и вновь неуправляемо повторяются, подобно бесконечным спорам

моих тети и дяди о том, что – голубое, а что – синее, и чувствуем, что сыты

этим по горло. Мы говорим себе: "Это нелепо, довольно с меня этого, я хочу

от этого избавиться!" и принимаем твердое решение с этим покончить, потому

что это просто абсурдно. Таков промежуточный уровень пути.

ТАНТРА

Видно, что основная идея буддизма состоит в том, что мы можем

научиться преодолевать возникающие у нас проблемы. Под "проблемами" имеются

в виду не только внешние трудности. В гораздо большей степени мы

сосредотачиваемся на проблемах, трудностях и несчастьях внутренних,

психологических. Они возникают в силу определенных причин, однако возможно

их действительное преодоление. Чтобы достичь его, необходимо следовать

действительному Пути.

Речь идет, прежде всего, о преодолении наших внутренних проблем,

таких как злоба, привязанность, раздражение, нервозность и т. д. Говоря о

карме, мы касались также и внешних проблем. Например, мы попадаем в

ситуацию, где нас обижают. Мы увидели, что причины этих проблем связаны с

заблуждением, т. е. с недостатком понимания того, как существуем мы и как

существует мир. В силу этого непонимания мы пытаемся так или иначе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.