Рефераты. Буддизм






те, кто выполняет ритуалы или сидит в храме во время богослужения. Здесь

слово "лама" используется для обозначения в высочайшей степени

просветленного духовного учителя, такого, как, например, Далай-лама.

В традиции Кагью широко практикуется цог Миларепе. В традиции Ньингма

есть цог, посвященный Гуру Ринпоче – Падмасамбхаве. А в традиции Сакья

распространены цоги, посвященные различным основателям этой традиции.

Несмотря на различие образов и произносимых текстов, эти ритуалы объединяет

общая для всех тибетских традиций идея.

При практике всех форм Будды практикуются также длительные

затворничества, необходимые для совершения садхан самопорождения в качестве

фигуры Будды. Читаемые при этом мантры повторяют определенное количество

раз, обычно несколько сотен тысяч при весьма сложных визуализациях. Причем

повторяются не только мантры, связанные с центральной фигурой, но также

множество других мантр, связанных с сопровождающими фигурами. Длинная

мантра центральной фигуры обязательно повторяется не менее 100 000 раз.

Если же это краткая мантра, например, мантра Тары, то она повторяется 1 000

000 раз. Мантры других фигур, входящих в данную систему, повторяются по 10

000 раз каждая. Таким образом, фиксируется обычно не время той или иной

отшельнической практики, а число повторений мантры, которое мы в ходе этой

практики должны совершить. Иногда же указывается время, которое мы должны

посвящать тому или иному ритуалу, например, в системе Кагью принято 3-

летнее отшельничество, во время которого каждые 2 месяца делается

определенная практика. По завершении этого периода выполняется обычно так

называемая "огненная пуджа", т.е. церемония, в ходе которой подносятся

различные ингредиенты, сжигаемые в огне при весьма сложных визуализациях.

Иногда сжигается лишь несколько ингредиентов, в других случаях церемонии

такого рода оказываются гораздо более сложными и трудными. Так, например, в

случае с Белой Тарой, после повторения 1 000 000 ее мантр, в церемонии

подношения огню используются, в частности, особые длинные травинки,

символизирующие собой "траву долгой жизни". В огонь подбрасывается 10 000

таких травинок, и каждый раз повторяется мантра. Причем все это должно быть

сделано за 1 сеанс. Это весьма трудно и нужно научиться делать это быстро,

иначе придется сидеть вечно.

После того как вы сделали подношение огню, делается так называемое

самопосвящение. Это весьма длительный и трудоемкий ритуал, во время

которого человек проходит множество визуализаций, одновременно даруя себе

соответствующие посвящения. Это чрезвычайно важно, поскольку позволяет

обновить обеты и очиститься от их возможных нарушений.

Такие развернутые типы ритуалов есть в каждом из классов тантр во

всех без исключения тибетских традициях.

Таков обзор использующихся ритуальных практик. Следует иметь в виду,

что 4 класса тантр практикуются иначе, чем ламрим, т. е. постепенный путь.

Здесь нет речи о том, что сначала мы практикуем 1-й класс тантр, затем

переходим ко 2-му и так доходим до Ануттара-йога-тантры. Дело обстоит

совсем не так. Внутри каждого из 4-х классов тантр есть свой постепенный

путь. Большинство практикующих делают по крайней мере некоторые практики из

Крия- и некоторые практики из Ануттара-йога-тантры.

Например, практически все занимаются Белой Тарой, это одна из

распространенных практик во всех без исключения тибетских традициях. Ее

целью является продление жизни для того, чтобы мы успели завершить наши

практики. Эта практика осуществляется обычно в рамках Крия-тантры,

Имеется также другое божество долгой жизни, Амитаюс, которое тоже

может практиковаться, хотя чаще осуществляется Тара. В принципе, можно

делать и то и другое.

Иногда проводится так называемое "посвящение в долгую жизнь", цхэ-

ванг, получив которое, мы можем заниматься практиками "долгой жизни".

Занятия этими практиками вовсе не исключают возможности заниматься

одновременно и практиками Ануттара-йога-тантры, например, Доржежигжедом.

Каждый практикующий должен, как правило, продолжать начатые им практики на

протяжении всей своей жизни. В разные периоды своей жизни он может,

конечно, уделять большее внимание тем или другим системам практики, что

обычно и происходит. Но никто и никогда не прекращает повторение, например,

"ом мани падме хум", или мантры Тары, даже если мы постоянно фокусируемся

только на одной форме Будды, преобразуя свой образ, например, в

Доржежигжеда, ибо, как сказал мой учитель Серком Ринпоче, отвечая на мой

вопрос: "Разве не может Доржежигжед говорить "Ом мани падме хум?"

Конечно, не обязательно каждый раз порождать себя в форме

Авалокитешвары, чтобы повторять с состраданием мантру "ом мани падме хум",

это можно сделать и в иных обличьях. Кроме того, если мы на какое-то время

преобразуем свой образ Доржежигжеда в облик Авалокитешвары, то в этом тоже

нет ничего плохого, эти формы могут переходить друг в друга.

Итак, существует множество различных систем и случается так, что мы

получаем посвящение во многие из них. В каждой системе мы имеем дело с

различными образами самого себя, с разными акцентами в практике. Многие

занимаются понемногу осуществлением каждого образа, чтобы найти себя,

понять, кто же должен стать главным в его практике. Кроме того, каждый

образ может быть полезен в ситуациях, определенного типа, поскольку все

формы Будды имеют свою специфику. Так, Авалокитешвара помогает развить

сострадание, хотя и не только его, Манджушри – мудрость и т. д.

Большинство людей практикует со множеством подобных образов, и только

когда мы готовы посвятить все свои силы достижению просветления, мы

выбираем какую-то одну форму. Каждая из них включает в себя и весь путь к

достижению просветления.

В общей теории тантры всегда говорится, что тантра – это быстрый

путь. Мы должны понять, почему этот путь быстрее, чем путь сутры. Прежде

всего, тантра - это путь Махаяны, цель которой в том, что мы должны

полностью реализовать все свои потенции и избавиться от всех недостатков,

чтобы стать наилучшим помощником для всех. Это означает, что мы стремимся

достичь тела и ума Будды.

Следуя методу сутры, мы накапливаем с этой целью так называемые "2

собрания". Это, во-первых, взращивание положительных потенций через

оказание помощи другим, или, иначе, накопление заслуг и медитация на

бодхичитте, что выступает основной причиной для достижения тела будды,

обретя которое, мы сможем наилучшим образом помогать другим. Однако, чтобы

помогать, необходимо обрести мудрость и видение реальности. Чтобы создать

ум Будды, нужно накопить достаточное количество глубоких прозрений, которые

обязательно должны быть связаны с помощью другим, а не быть просто знанием

ради знания. Считается, что для прохождения этого пути необходимо время,

равное "трем безмерным эпохам", в течение которых мы сможем преодолеть все

свои препятствия и стать Буддой. Как мы видим, этот процесс занимает очень

много времени.

Следуя путем 3-х низших классов тантры, мы можем достичь просветления

в течение одной жизни, имея в виду необычайно долгую продолжительность

жизни, которой можно добиться в результате одной из практик этой тантры. В

высшем же классе тантры оно достижимо в пределах нормальной

продолжительности жизни и, более того, в пределах 3-х лет и 3-х фаз луны,

как я объяснял вчера. Общая причина того, что путь тантры быстрее, состоит

в том, что мы следуем здесь так называемой "Стезе результата". В сутре же

мы следуем "Стезе причины" называемой так потому, что там подчеркиваются

причины, которые приведут нас к просветлению.

Если мы посмотрим на тело Будды, то увидим, что оно имеет ряд

особенностей, возникших вследствие особых причин. Например, у Будды длинный

язык. Это объясняется тем, что, будучи бодхисаттвой, Будда так же заботился

о всех живых существах, как львица, вылизывающая своих львят. Хотя такой

тип заботы является причиной появления длинного языка, длинный язык сам по

себе все же не является тем результатом, которого мы стремимся достичь.

В тантре же акцент делается именно на результате, к которому мы

стремимся. Здесь мы представляем, что уже достигли состояния Будды. Мы

проводим практику как бы уже в состоянии Будды, подобно тому, как в театре

проводят репетицию. Мы представляем себе, что уже обладаем телом Будды в

одной из его форм, что наше окружение подобно окружению Будды, что мы можем

так же наслаждаться, как наслаждается Будда, так же действовать, как

действует Будда. Все это, разумеется, делается в контексте понимания

пустотности. Мы используем наше воображение, но четко различаем фантазию и

реальность. Это не самообман. Дело в том, что мы действительно имеем все те

факторы, которые могут позволить нам достичь состояния Будды в будущем.

Основываясь на этом, мы действуем в нашем воображении так, будто уже

достигли этого состояния.

Конечно, настоящий спектакль – нечто другое. Но к нему нас готовит

репетиция в костюмах. Именно этим мы и занимаемся в тантре.

Мы представляем себе, что действительно являемся одной из форм Будды

и визуализируем себя в этом образе. При этом необходимы две вещи: во-

первых, достижение ясности визуализации, когда удерживается видение всех

деталей; во-вторых – то, что обычно называется "божественной гордостью" и

подразумевает поддержание достоинства соответствующего божества,

переживание образа самого себя в том аспекте, который свойственен данному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.