. Натуралистический поход – основа истории – природа человека
(побуждения и страсти) и среда обитания человека.
. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию
индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается
по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека
являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в
основе социального бытия.
. Диалектико-материалистическая концепция – движущие силы истории
– экономические отношения.
. Цивилизационный подход – исторический процесс – процесс развития
культуры. Культура включает в себя следующие элементы: язык,
ценности (наиболее значимые потребности, желания и интересы
людей), идеалы (высшие цели), нормы (требования к человеку),
обычаи (неписаные правила поведения), традиции (элементы
социального и культурного наследия) и обряды (совокупность
стереотипных действий, вызывающих определённые чувства).
Особенности культуры: выступает связующим звеном между природой и
обществом, включает в себя результаты материального и духовного
производства.
29. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет
основу материалистического понимания общества.
Формация - определенный тип общества, цельная соц. система,
развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа
производства по своим законам.
Законы: общие и специфические.
Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об
определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному
сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном
развитии).
Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких
формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).
Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая
формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и
идеологических отношений.
Основными категориями формационного подхода является способ
производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями
высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр
развития общества и формационный подход дополняется двумя другими:
цивилизационным и культурологическим.
Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к
высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства,
который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те
в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в
некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные
силы смогут развиваться и после изменения капиталистических
производственных отношений.
Цивилизационный подход.
Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими
закономерностями, которые не сводятся к закономерностям
функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества
или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей
жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.
Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей
уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие,
обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации
передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в
исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках
места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
. для цивилизации характерна преемственность и передача культуры
через механизм традиций.
. формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация
реализует собственную приемственность во времени и с др
цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-
экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,
ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,
культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной
жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или
первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных
богатств.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение
связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти
адекватный ответ на вызов истории.
Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не
экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником
этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика
и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в
человеческой истории.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы
первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.
30. Субъект может быть либо личностью либо целой структурой:
1) Этносоциальная структура общества (чел. семья, народность);
2) Социально - политическая структура; (личность, социальная группа,
класс).
Общественный процесс определяется формами сознания (религия
политика и т.д.). Исторический процесс развивается в результате
сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие
силы определяются либо субъектами (они сделали революцию), либо законами
(НТР возникла из потребности общества).
Следует различать понятие «народ» в социально – философском и
этническом смысле. В социально – философском смысле народ как творец
истории – это широкая общность, соединяющая все те слои и классы,
которые по своему объективному положению заинтересованы в развитии
общества. Народ – это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его
основную массу. Важно иметь в виду, что история как бы суммирует не
только активность людей, но и их пассивность. Хотя каждый член общества
участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные
личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников. Роль
таких личностей, которых принято называть выдающимися или историческими,
столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них
усматривали творческую силу и двигатель истории. В теоретическом плане
основой этих взглядов было идеалистическое понимание истории. Такая
методологическая установка вела к недооценке деятельности народных масс
и преувеличению роли тех личностей, которые были связаны с производством
идей: идеологов, политиков, законодателей и т. д. Основоположники
марксизма сосредотачивали главное внимание на том, что деятельность
исторической личности зависит от объективных условий. Правда, они всегда
при этом отмечали и её огромную роль в обществе. Личность не может
изменить историю в масштабе всемирно – историческом, нарушить её общую
объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может
сделать чрезвычайно много. Октябрьская революция осуществилась не только
вследствие объективных факторов и героической борьбы масс, но и
благодаря теоретическому и организаторскому гению Ленина, таланту, воле,
усилиям его соратников. А те деформации социализма, которые начали
накапливаться в стране с 20-х годов, в большей мере связаны с личными
качествами Сталина, точно так же как период застоя – с личными чертами
Брежнева.
31. Характеризуя развития общества, обществоведы обращаются к
понятиям «прогресс» и «регресс». Прогресс понимается как тип
направленного развития, связанный переходом от низшего к высшему, от
менее совершенного к более совершенному. Представление о прогрессе –
направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу
оно носило в основном оценочный характер. Сначала прогресс был отмечен в
сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на
область социальных отношений. Одним из наиболее выдающихся философов,
разрабатывавших идею общественного прогресса, был итальянский философ
Вико (17век). Он утверждал, что все народы проходят 3 этапа своего
развития: божественный, героический и человеческий. Пройдя эти этапы,
человечество осуществляет движение по нисходящей линии. В целом прогресс
характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как
объективный закон исторической эволюции. Однако одной из существенных
особенностей прогресса является присутствие в нём регресса отдельных
элементов, связей и функций. С общественным прогрессом всегда связывали
восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11