Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






. Натуралистический поход – основа истории – природа человека

(побуждения и страсти) и среда обитания человека.

. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию

индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается

по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека

являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в

основе социального бытия.

. Диалектико-материалистическая концепция – движущие силы истории

– экономические отношения.

. Цивилизационный подход – исторический процесс – процесс развития

культуры. Культура включает в себя следующие элементы: язык,

ценности (наиболее значимые потребности, желания и интересы

людей), идеалы (высшие цели), нормы (требования к человеку),

обычаи (неписаные правила поведения), традиции (элементы

социального и культурного наследия) и обряды (совокупность

стереотипных действий, вызывающих определённые чувства).

Особенности культуры: выступает связующим звеном между природой и

обществом, включает в себя результаты материального и духовного

производства.

29. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет

основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система,

развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа

производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об

определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному

сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном

развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких

формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая

формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и

идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ

производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями

высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр

развития общества и формационный подход дополняется двумя другими:

цивилизационным и культурологическим.

Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к

высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства,

который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те

в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в

некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные

силы смогут развиваться и после изменения капиталистических

производственных отношений.

Цивилизационный подход.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими

закономерностями, которые не сводятся к закономерностям

функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества

или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей

жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.

Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей

уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие,

обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации

передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства духовной жизни крупной общности в

исторической преемственности и на определенной территории.

2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках

места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.

Отличие формации и цивилизации:

. для цивилизации характерна преемственность и передача культуры

через механизм традиций.

. формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация

реализует собственную приемственность во времени и с др

цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико-

экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля,

ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения,

культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной

жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или

первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных

богатств.

Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение

связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти

адекватный ответ на вызов истории.

Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не

экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником

этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика

и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в

человеческой истории.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы

первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала

преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,

совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.

30. Субъект может быть либо личностью либо целой структурой:

1) Этносоциальная структура общества (чел. семья, народность);

2) Социально - политическая структура; (личность, социальная группа,

класс).

Общественный процесс определяется формами сознания (религия

политика и т.д.). Исторический процесс развивается в результате

сознательной деятельности субъекта исторического процесса. Движущие

силы определяются либо субъектами (они сделали революцию), либо законами

(НТР возникла из потребности общества).

Следует различать понятие «народ» в социально – философском и

этническом смысле. В социально – философском смысле народ как творец

истории – это широкая общность, соединяющая все те слои и классы,

которые по своему объективному положению заинтересованы в развитии

общества. Народ – это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его

основную массу. Важно иметь в виду, что история как бы суммирует не

только активность людей, но и их пассивность. Хотя каждый член общества

участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные

личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников. Роль

таких личностей, которых принято называть выдающимися или историческими,

столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них

усматривали творческую силу и двигатель истории. В теоретическом плане

основой этих взглядов было идеалистическое понимание истории. Такая

методологическая установка вела к недооценке деятельности народных масс

и преувеличению роли тех личностей, которые были связаны с производством

идей: идеологов, политиков, законодателей и т. д. Основоположники

марксизма сосредотачивали главное внимание на том, что деятельность

исторической личности зависит от объективных условий. Правда, они всегда

при этом отмечали и её огромную роль в обществе. Личность не может

изменить историю в масштабе всемирно – историческом, нарушить её общую

объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может

сделать чрезвычайно много. Октябрьская революция осуществилась не только

вследствие объективных факторов и героической борьбы масс, но и

благодаря теоретическому и организаторскому гению Ленина, таланту, воле,

усилиям его соратников. А те деформации социализма, которые начали

накапливаться в стране с 20-х годов, в большей мере связаны с личными

качествами Сталина, точно так же как период застоя – с личными чертами

Брежнева.

31. Характеризуя развития общества, обществоведы обращаются к

понятиям «прогресс» и «регресс». Прогресс понимается как тип

направленного развития, связанный переходом от низшего к высшему, от

менее совершенного к более совершенному. Представление о прогрессе –

направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу

оно носило в основном оценочный характер. Сначала прогресс был отмечен в

сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на

область социальных отношений. Одним из наиболее выдающихся философов,

разрабатывавших идею общественного прогресса, был итальянский философ

Вико (17век). Он утверждал, что все народы проходят 3 этапа своего

развития: божественный, героический и человеческий. Пройдя эти этапы,

человечество осуществляет движение по нисходящей линии. В целом прогресс

характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как

объективный закон исторической эволюции. Однако одной из существенных

особенностей прогресса является присутствие в нём регресса отдельных

элементов, связей и функций. С общественным прогрессом всегда связывали

восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.