Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир

человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный

человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который

вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать

различные предметы познания.

Принципы познания:

1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.

2) адекватность образов и прообразов процесса познания.

3) введение практики в основу теории познания.

18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное

познание, которое осуществляется посредством органов чувств,

биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью

человека. Для него характерно:

1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.

2) наглядность и предметность возникаемых образов.

3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах:

1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и

даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта

2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,

процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.

Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического

состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие

предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

3-представление - образ ранее воспринятого или созданного

воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,

фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за

счёт воображения.

19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -

процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём

сознания абстракции.

Логическое познание характеризуют:

1) опора на чувственные данные

2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о

которых мыслит)

3) обобщённость и абстрактность

4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и

отношений

5) связь с речью, фиксация в языке.

Логическое познание осуществляется в 3 формах:

1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено

чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к

общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к

сущности.

2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и

отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.

утверждающая или отрицающая что-либо.

3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся

суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности

к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность

оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень

рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,

исследовать и создавать их.

20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она

основана на принципе отражения и представляет собой применение

«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания

несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как

познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной

деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы

истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.

Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более

высокой.

Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс

получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную

сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией

о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы

минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание

составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической

деятельности.

Гносеологические функции практики:

базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную

информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от

нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение

нового знания и его преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,

что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и

непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение

истинного знания [1, 74-78].

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные

данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,

методы; познание является средством практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы

таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть

без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает

управление практикой, практическими действиями.

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на

друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны

противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут

приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из

сторон может отставать от развития другой, что является естественным

выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может

вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и

теории, и практики.

21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы

теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо

форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины:

1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение

предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из

концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.

2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие

одних знаний другим.

3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для

человека.

4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает

большинство.

5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это

процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,

а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно

познать этот мир.

6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по

содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это

значит, что содержание человеческих представлений не зависит от

субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В

идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и

абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников

субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности

как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей

стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе

человечество располагает относительной истиной - приблизительно

адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание

каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -

такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может

быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная

истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина

складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не

в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а

заключается в практике.

22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с

точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку

функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении

действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют

как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно

только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это

противопоставление становится относительным, так как сознание - не

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и

материей существуют:

1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на

определённой ступени её развития.

2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны

между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель

сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания

тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

В гносеологическом плане сущностью сознания является его

идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.