исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир
человека и др.)
2) субъект познания - общественный- это социально сформированный
человек, который реализует познание, формирует новое знание.
3) предмет познания - это аспект объекта познания, который
вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать
различные предметы познания.
Принципы познания:
1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.
2) адекватность образов и прообразов процесса познания.
3) введение практики в основу теории познания.
18. Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное
познание, которое осуществляется посредством органов чувств,
биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью
человека. Для него характерно:
1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.
2) наглядность и предметность возникаемых образов.
3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах:
1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и
даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта
2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений,
процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта.
Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического
состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие
предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
3-представление - образ ранее воспринятого или созданного
воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия,
фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за
счёт воображения.
19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении -
процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём
сознания абстракции.
Логическое познание характеризуют:
1) опора на чувственные данные
2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о
которых мыслит)
3) обобщённость и абстрактность
4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и
отношений
5) связь с речью, фиксация в языке.
Логическое познание осуществляется в 3 формах:
1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено
чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к
общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к
сущности.
2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и
отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е.
утверждающая или отрицающая что-либо.
3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся
суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности
к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность
оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень
рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями,
исследовать и создавать их.
20. Теория познания имеет тесную взаимосвязь с диалектикой. Она
основана на принципе отражения и представляет собой применение
«диалектики к процессу и развитию познания». Диалектика познания
несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как
познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной
деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы
истинного знания, чувственное и рациональное познание и другие.
Диалектика исследует переходы от одной системы знания к другой, более
высокой.
Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс
получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную
сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией
о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы
минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание
составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической
деятельности.
Гносеологические функции практики:
базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную
информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;
детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от
нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение
нового знания и его преобразование;
критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;
целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете,
что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и
непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение
истинного знания [1, 74-78].
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:
информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные
данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории,
методы; познание является средством практической деятельности;
проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы
таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть
без науки, вне ее;
регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает
управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на
друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны
противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут
приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из
сторон может отставать от развития другой, что является естественным
выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может
вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и
теории, и практики.
21. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы
теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо
форм существования истины.
В философии существуют следующие концепции истины:
1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение
предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из
концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах.
2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие
одних знаний другим.
3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для
человека.
4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает
большинство.
5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это
процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны,
а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно
познать этот мир.
6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по
содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это
значит, что содержание человеческих представлений не зависит от
субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В
идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и
абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников
субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности
как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей
стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе
человечество располагает относительной истиной - приблизительно
адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание
каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина -
такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может
быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная
истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина
складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не
в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а
заключается в практике.
22. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание с
точки зрения материализма - это высшая, свойственная только человеку
функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении
действительности. Мысли сознания не есть вид материи, хотя и существуют
как реальные явления природы. Противопоставлять материю и сознание можно
только в рамках основного вопроса философии, за его пределами это
противопоставление становится относительным, так как сознание - не
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи. Между сознанием и
материей существуют:
1) различия - сознание - не материя, а её свойство, возникающее на
определённой ступени её развития.
2) связь с единством - психические явления и мозг тесно связаны
между собой как свойства и материальный субстрат (материя - носитель
сознания, без которого оно не существует). Психические образы сознания
тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
В гносеологическом плане сущностью сознания является его
идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11