существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его
преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они
сводятся к двум:
. Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к
природе, погружение в первичную коллективность.
. Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек
обретает свою сущность.
Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе
человека. Существует две позиции по этому вопросу:
Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет
совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на
многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние
могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека
возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их
продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при
разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из
детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между
людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет
кожи, глаз, строение тела и др.).
Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде
всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы
жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление,
общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне
других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми
выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у
человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают
человеку его благополучие, существование и функционирование научных,
производственных и социальных институтов.
Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и
сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно
было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий
невозможно было становление человека.
В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса
прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность
человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной,
так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как
часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть
общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является
проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых
существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой,
исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно
существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс,
«сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая
неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные
причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её
мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека –
всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в
историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл
личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и
общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах
истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет
ценность человеческой жизни.
26. Практика – это способ включения человека в окружающий его
природный и социальный мир путём активного преобразования объективно
существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое,
ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её
помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с
неживой и живой природой, с социальной действительностью, его
включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается
сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория
практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке
во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной
особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире
является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной
реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в
единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она
представляет собой всегда общественную деятельность. Практика
предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего
существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в
мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:
1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно
созданных орудий и средств.
2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов
сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической
деятельности.
Формы практической деятельности:
. Производственная практика (материальная производственная
деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в
основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в
целом;
. Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер
и направлена на реальное практическое преобразование условий
нашей жизни, общественных отношений, самих людей;
. Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную
производительную силу, средство управления социальными
процессами;
. Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент
производительных сил, определяющих характер и содержание способа
производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных
устройств, созданных человеком – артефактов.
27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на
основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их
социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу,
лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:
1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди
взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою
жизнедеятельность.
2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность,
относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.
Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя
структурные, функциональные и динамические связи.
Понятие общественно – экономической формации:
Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно –
экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического
процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из
общественно- экономических формаций. В результате вся история
человечества предстала как закономерный процесс развития и смены
общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое
научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой
на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно-
экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества,
взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в
соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация –
целостная система. В формацию входят производительные силы и
производственные отношения, которые и составляют её материальную основу.
В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные
различными историческими формами общности людей: родами и племенами,
сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и
общественными организациями. Марксистская теория
естественноисторического развития общественно – исторических формаций
придаёт очень большое значение проблеме развития техники и
производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование
определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к
другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же
время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все
антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются
и у социалистического общества с предшествующими формациями
(капитализмом).
28. Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы
и законы вылились в следующие философские концепции:
. Теологический подход – сложился в средние века – человеческая
история есть борьба двух враждебных царств – светского и
божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое
божественное поведение.
. Метафизический подход – считает движущей силой истории
трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая
сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость
событий и поступков.
. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории –
идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11