Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его

преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они

сводятся к двум:

. Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к

природе, погружение в первичную коллективность.

. Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек

обретает свою сущность.

Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе

человека. Существует две позиции по этому вопросу:

Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет

совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на

многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние

могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека

возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их

продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при

разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из

детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между

людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет

кожи, глаз, строение тела и др.).

Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде

всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы

жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление,

общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне

других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми

выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у

человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают

человеку его благополучие, существование и функционирование научных,

производственных и социальных институтов.

Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и

сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно

было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий

невозможно было становление человека.

В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса

прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность

человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной,

так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как

часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть

общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является

проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых

существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей

индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой,

исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно

существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс,

«сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая

неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные

причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её

мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека –

всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в

историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл

личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и

общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах

истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет

ценность человеческой жизни.

26. Практика – это способ включения человека в окружающий его

природный и социальный мир путём активного преобразования объективно

существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое,

ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её

помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с

неживой и живой природой, с социальной действительностью, его

включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается

сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория

практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке

во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной

особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире

является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной

реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в

единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она

представляет собой всегда общественную деятельность. Практика

предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего

существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в

мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно

созданных орудий и средств.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов

сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической

деятельности.

Формы практической деятельности:

. Производственная практика (материальная производственная

деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в

основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в

целом;

. Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер

и направлена на реальное практическое преобразование условий

нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

. Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную

производительную силу, средство управления социальными

процессами;

. Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент

производительных сил, определяющих характер и содержание способа

производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных

устройств, созданных человеком – артефактов.

27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на

основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их

социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу,

лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:

1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди

взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою

жизнедеятельность.

2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность,

относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.

Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя

структурные, функциональные и динамические связи.

Понятие общественно – экономической формации:

Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно –

экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического

процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из

общественно- экономических формаций. В результате вся история

человечества предстала как закономерный процесс развития и смены

общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое

научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой

на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно-

экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества,

взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в

соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация –

целостная система. В формацию входят производительные силы и

производственные отношения, которые и составляют её материальную основу.

В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные

различными историческими формами общности людей: родами и племенами,

сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и

общественными организациями. Марксистская теория

естественноисторического развития общественно – исторических формаций

придаёт очень большое значение проблеме развития техники и

производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование

определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к

другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же

время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все

антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются

и у социалистического общества с предшествующими формациями

(капитализмом).

28. Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы

и законы вылились в следующие философские концепции:

. Теологический подход – сложился в средние века – человеческая

история есть борьба двух враждебных царств – светского и

божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое

божественное поведение.

. Метафизический подход – считает движущей силой истории

трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая

сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость

событий и поступков.

. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории –

идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.