Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






не обладают ни свойствами отражения объектов, ни свойствами нервных

процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть

отражение действительности формы знаний, эмоций, воли, видов и способов

практической деятельности человека. Идеальное характеризует сущность

сознания в отношении к материи, образно говоря, это предмет, отчуждённый

от самого себя. Таким образом, идеальное есть материальное,

преобразованное мозгом. Материя - объективная реальность, сознание -

субъективная (идеальная) реальность.

Все явления, объекты, процессы в окружающем мире постоянно

взаимодействуют, вызывая друг в друге изменения, оставляя след и тем

самым запечатлевают себя. Эта способность воспроизводить свойства систем

при взаимодействии называется отражением. Это всеобщее свойство материи.

Формы отражения:

1) в неживой природе - простейший тип отражения - след, отпечаток.

2) в живой природе - раздражимость, чувствительность.

3) на социальном уровне - сознание - высшая форма психического

отражения действительности как специфический человеческий способ бытия в

мире и взаимодействие с ним.

С диалетико - материалистической точки зрения сознание возникло как

функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. Рука как орган труда учила голову думать. Логика действий

фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Источники сознания:

1) внешний предметный и духовный мир

2) социокультурная среда, общие понятия, социальные и нравственные

нормы, идеалы, знания.

3) духовный мир индивида, его опыт, способность трудиться.

4) мозг человека, его физиологическое и химикобиологическое

состояние.

5) космическое информационно - смысловое поле - гипотеза: мозг -

космическая система, берущая энергию непосредственно со Вселенной,

причём позже механизм захвата этой энергии- 2 канала связи: механический

и информационный.

Реальное сознание обнаруживается при помощи речи в языках.

Физиологический механизм образования речи - условно рефлекторный. Мысль

- идеальный образ предметов и явлений, мир всегда обликается в

материальную оболочку - слова или заменяющие их знаки. Мысли передаются

при помощи языка, т. е. язык - средство общения и орудие мышления. Речь

- это деятельность, процесс обмена мыслями с помощью языка. Сознание не

может проявиться вне общества и независимо от него, оно функция не

только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи

23. Существуют различные историко – философские проблемы сознания.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или

иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении

внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание

определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые

существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект

оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске.

Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность

на объект.

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание

о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и

страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание –

это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести

переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности

человека. – геоцентрическое мировоззрение.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,

царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и

причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и

возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание

представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы

того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо

идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в

утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является

самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально

рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так

как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения

действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью

функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и

самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку,

а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей

человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.

Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ

объективного мира.

24. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как

духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое

преобразование действительности. Творческая деятельность сознания тесно

связана с практической деятельностью человека и с потребностями,

возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове

человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и

нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ

предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается

результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего

совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего

проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность,

составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы

ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с

общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но

человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и

верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам

и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной

способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого

характера сознания является необходимым требованием понимания

человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с

действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные

люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на

человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи

следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное,

в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через

практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”. Сознание невозможно

вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира:

отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект

должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в

контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-

человечески. Таким образом, мы видим, что сознание не может

существовать вне общества. Общество есть материально-идеальная

реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств,

нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание

общественного сознания и образует духовную реальность, выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию

отдельного индивида.

25. Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в

своей противоречивости единство материального и духовного, природного и

социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы,

понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру

необходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не

уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он,

даже поступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – это

нравственная характеристика человека, она отличается от понятия

человеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием.

Природа человека предполагает осознание противоречия своего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.