целостность через его существование. Эта характеристика не содержит
никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего
существующего в философии выработаны 2 категории:
o Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию
"материя").
o Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего
единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений,
процессов, посредством которых и через которые они существуют. В
18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само
по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин
"субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную
основу сменяющихся явлений.
Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.
12. Материя как понятие - это прежде всего результат
внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее
развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не
может не создавать множества трактовок материи.
Материя - это:
o Объективная реальность, существующая независимо от человеческого
сознания и отображаемая им. - характеристика материи через
основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или
набор его свойств.
o Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в
определении сущности основных направлений философии.
Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться
от представления о материи как субстанции - гносеологический признак
материи.
Материализм понимает материю как единственно существующую
субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя
обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью,
прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д.
Но важнейшими свойствами являются:
o пространство;
o время;
o движение как способ существования материи.
Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом
развитии:
1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних
древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те
или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё
существующее считалось модификацией этих стихий.
2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.
Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их
свойств, в том числе свойством неделимости.
3. Этап философско - гносеологического представления о материи.
4. Этап философского субстанциально - аксиологического
представления о материи. Происходит личностное понимание
материи, прежде всего с точки зрения категории личности.
Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать
разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть
причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям
"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских
понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень
важно, например, установить критерии физического существования, в том
числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.
В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией,
социологией, гуманитарными науками.
13. Объективная непрерывность пространства и времени и их
прерывность обуславливают движение материи, которое является основным
способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой -
относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение
вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения
вещей и процессов и их изменения.
Свойства движения:
o Объективность (независимость существования от сознания
человека);
o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как
способу существования материи);
o Несотворимость и неуничтожимость;
o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется
всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что
всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен,
относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он
включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным
движением.
Существуют следующие формы движения:
o Пространственное перемещение;
o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие
заряженных частиц;
o Гравитационная;
o Сильное (ядерное) взаимодействие;
o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и
атомов);
o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках,
слоях земной коры и т. д. );
o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на
клеточном уровне и т. д. );
o Социальная (процессы, происходящие в обществе).
14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.
Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и
структурностью материальных объектов в их соотношении с другими
образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью
существования материальных образований в их соотношении с другими
материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на
вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к
материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения:
o Субстанциональная концепция - пространство и время -
самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и
независимо от неё (Демокрит, Ньютон);
o Релятивистская концепция - пространство и время - не
самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые
взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,
Лобачевский, Риман, Эйнштейн).
Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.
Основными свойствами пространства являются: протяжённость,
однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений),
трёхмерность.
Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие
всех моментов), одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым
образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной
действительности.
15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и
первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это
понятие Платон.
Диалектика - это теория познания действительности, учение о
единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.
Существует 3 формы диалектики:
1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).
2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии
(Кант, Шеллинг, Гегель)
3) материалистическая диалектика (Маркс).
Принципы диалектики:
1) принцип всеобщей связи.
Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые
имеют место во всех областях материального и духовного мира.
Типы связей:
-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и
многообразие;
-системные - выражают принцип системности (система и элемент);
-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие,
случайность и необходимость, возможность и действительность);
-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей
обусловленности явлений материального и духовного мира.
2) принцип развития.
Развитие - это вегда качественное изменение вещей, это движение от
низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали,
каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое
движение являются противоположностями, составляющими содержание движения
как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без
движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший
признак развития - необратимость, другой признак - направленность
(изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и
регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным,
гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.
16. Законы материалистической диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие
противоположности и противоречия. Виды противоречий.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через
категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые
коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11