друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло,
верх и низ).
Противоположности применяются:
1. в науке (положительное, отрицательное),
2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,
содержание и форма),
3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная
истина).
На определенном этапе развития предмета противоположности начинают
друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать
друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия
противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета ,
явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое
состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми
противоположностями.
«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию
предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.
Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает
жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не
материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)
Различают виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют
между классами, группами, слоями, интересы которых различные,
взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия, противоположные
антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными сторонами
предмета (пр. между производством и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями
(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами
предмета (пр. производительные силы и производство).
Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий
важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии
предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему
значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии
предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние
противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют
его).
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями,
которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие
дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды
противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их
разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник
развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество – свойство предмета - такие черты и особенности
предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с
другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами
предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких
элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен;
место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным
пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом
состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является
количество. Любое явление обладает как количественными, так и
качественными показателями. Связь их проявляется в том, что
количественные изменения не приводят к качественным до определенного
момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или
единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:
качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом
случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и
совершается скачок.
Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного
состояния к другому.
Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого
явления, тех условий, в которых совершается данное качественное
изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть
эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда
становятся другими несущественные для него свойства, черты,
закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,
структура.
Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет
его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в
совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по
достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные
изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный
закон показывает механизм развития предмета.
Закон отрицания отрицания.
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный
пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет
исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный
результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления
отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между
исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между
старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на
смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,
развитии.
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия
процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то
стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить
положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого
и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под
влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и
при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные
черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое
включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,
изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и
особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены
старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний
.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и
поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию
данное отрицание является отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и
регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления
зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его
элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в
области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с
господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как
определенный этап развития. Живые организмы возникают,
совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер
прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает
данный прогресс.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого
и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит
противоречивый характер, показывает направленность развития предмета
(явления).
17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено
общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития
знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит
объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по
своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,
оно есть "свёртка" практики.
Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма
отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,
мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого
мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником
активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,
усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В
связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение
человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается
благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в
идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в
физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.
Процесс познания составляют следующие элементы:
1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11