Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло,

верх и низ).

Противоположности применяются:

1. в науке (положительное, отрицательное),

2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,

содержание и форма),

3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная

истина).

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают

друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать

друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия

противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета ,

явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое

состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми

противоположностями.

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию

предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности.

Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает

жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не

материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют

между классами, группами, слоями, интересы которых различные,

взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные

антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами

предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями

(пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами

предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий

важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии

предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему

значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии

предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние

противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют

его).

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями,

которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие

дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды

противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их

разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник

развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности

предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с

другими предметами; структура предмета, которая связана со свойствами

предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких

элементов); функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен;

место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным

пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом

состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является

количество. Любое явление обладает как количественными, так и

качественными показателями. Связь их проявляется в том, что

количественные изменения не приводят к качественным до определенного

момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или

единство количества и качества. Существует и обратная зависимость:

качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом

случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и

совершается скачок.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного

состояния к другому.

Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого

явления, тех условий, в которых совершается данное качественное

изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть

эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда

становятся другими несущественные для него свойства, черты,

закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,

структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет

его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный

закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный

пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет

исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный

результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления

отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между

исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между

старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на

смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении,

развитии.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия

процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то

стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить

положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого

и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под

влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и

при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные

черты, присущие старому.

Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое

включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,

изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и

особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены

старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний

.Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и

поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию

данное отрицание является отрицанием отрицания.

Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и

регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления

зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его

элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в

области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с

господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как

определенный этап развития. Живые организмы возникают,

совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер

прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает

данный прогресс.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого

и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество

отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном

виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит

противоречивый характер, показывает направленность развития предмета

(явления).

17. Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено

общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития

знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит

объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по

своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию,

оно есть "свёртка" практики.

Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма

отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания,

мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого

мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником

активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь,

усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В

связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение

человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается

благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в

идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в

физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.