ступеней к высшим. Фаталистическое понимание прогресса, когда он
принимался за нечто неизбежное, настраивало на пассивность,
созерцательность, безынициативность в отношении к жизни. Волюнтаризм
понимал прогресс как отрицание объективных законов всемирной истории,
религия – как теологическое представление о божественном творчестве и
конечном состоянии мира. Прогресс – многогранное явление. В качестве
конкретных критериев общественного прогресса выделяют экономический,
социально - политический, идеологический и гуманистический. С их помощью
определяется прогрессивность тех или иных социальных систем. Многие
социологи предлагают искать критерии прогресса в сфере сознания. Понятие
прогресса носит относительный характер. Возможность прогресса
определяется наличием конкретно – исторических условий. Эти условия
могут способствовать ускорению прогресса или же тормозить его, а иногда
и препятствовать ему.
Типы общественного прогресса:
Прогресс в антагонистических условиях (классовые, эксплуататорские
общества) – тип прогресса одинаков для всех обществ и обусловлен
господством частной собственности и эксплуатацией небольшой частью
общества большинства. Происходит развитие одних сторон общественной
структуры за счёт других.
Прогресс в частнособственнических формациях – совершается за счёт
усиления эксплуатации народных масс.
Прогресс в феодальном обществе.
Прогресс в капиталистических условиях – «невидимые нити»
капиталистической зависимости приковывают рабочего к капиталисту.
Прогресс в условиях социализма – ликвидация всякого антагонизма
(исчезновение классовых сил, тормозящих прогресс), народные массы –
ведущая сила общественного прогресса.
32. Общественное сознание является сложным образованием, включающим
в себя разнообразные взаимодействия друг с другом, взаимосвязанные
элементы. В структуре общественного сознания выделяют следующие уровни:
. Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает
в процессе повседневной практики людей как эмпирическое
отражение внешней стороны действительности. Теоретическое
сознание – отражение её существенных связей и закономерностей,
находит своё выражение в науке и других формах сознания.
. Общественная психология и идеология. Общественная психология –
уровень общественного сознания, формирующийся в процессе
повседневной практической деятельности, характеризующий
психологический облик и выражающий интересы различных социальных
групп. Идеология – сложное духовное образование, включающее в
себя определённую теоретическую основу, вытекающие из неё
программы действий и механизмы распространения идеологических
установок в массах – создаётся идеологами, социальными
мыслителями, политиками.
Существуют следующие формы общественного сознания:
1) Политическая идеология
2) Правосознание
3) Мораль
4) Религия
5) Искусство
6) Наука
7) Философия.
Формы общественного сознания представляют собой различные способы
духовного освоения действительности. Они различаются по:
. Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения
между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме
власти, религиозное сознание принимает форму зависимости
человека от неземных, сверхъестественных сил.
. Формам отражения. Наука отражает действительность в форме
понятий, гипотез, теорий, искусство – в форме художественных
образов, религия – в форме церковных догматов, мораль – в форме
нравственных чувств и норм, ценностей, идеалов.
. Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс
познания, в искусстве главным является понимание эстетических
критериев.
. Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука
имеет познавательную и практическую функции, искусство –
познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую
функции.
Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:
. 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны с
регулированием человеческих отношений -–выступают как формы
духовно – практического освоения социальной действительности.
. 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собой
формы духовного и духовно – практического освоения
действительности.
. Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как
форма мировоззрения, и как регулятор общественных отношений.
Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно
проникают друг в друга и влияют друг на друга.
33. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость,
личностный или общественный смысл.
Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и
волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к
ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации
приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного
общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические,
философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные
привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы
формируются и трансформируются в историческом развитии общества.
В систему ценностей человек могут входить различные ценности:
Смысложизненные (добро и зло);
Универсальные (семья, образование);
Межличностные отношения (честность, бескорыстие);
Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);
Демократические (свобода слова, совести).
Ценностные установки ориентируют человека в окружающей
действительности на :
Осознание ценностной установки образует мотив деятельности
Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е.
выступает в качестве цели.
Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о
ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как
удалось развести понятия бытия и блага.
Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и
явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.
34. Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том,
что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь
природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим
условиям и зависит от них. Характер сложившихся природно – человеческих
отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая
выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого
человека, используя при этом возможности онтологического описания и
гносеологического объяснения.
Философия древних греков продвигается в осознании феномена
человеческого мира и природы как целостности. Римская философия
ограничивает возможности человека. Понимание человека как части природы
выдвинуло требования удовлетворения его «земных» потребностей. В эпоху
христианства происходит обожествление природы, в эпоху Возрождения
обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед
человеком. В концепции Монтескье человек рассматривается как часть
природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды.
Кант полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура
могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы. Фихте подчёркивал,
что «природа представляет собой одно целое, части которого связаны между
собой». Человек, по его мнению, есть особое проявление всех сил природы
в их соединении. В 18 веке человек перестал чувствовать себя
органической частью космоса, он оказался как бы один на один с природой,
что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой.
Сегодня мы пока ещё далеки от возможности выносить категоричные
суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с
природой. Природное существо – человек формировался по законам природы,
многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа
существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она
ощущает, познаёт себя. Проблему взаимоотношения человека и природы
следует рассматривать как историческую. Исторически развивающееся
единство человека и природы выражается в итоге в материальном
производстве. Именно в этой сфере следует искать ответ на те трудности,
которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой.
Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы
разумного потребления, не наносящего ей ущерба. В настоящее время
актуальность философских размышлений и исследований в контексте
взаимоотношений человека и природы определяется наличием и обострением
экологической опасности как таковой. Экологические трудности современной
эпохи сами по себе – сугубо важный вопрос и предмет конкретных научно –
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11