Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ)






ступеней к высшим. Фаталистическое понимание прогресса, когда он

принимался за нечто неизбежное, настраивало на пассивность,

созерцательность, безынициативность в отношении к жизни. Волюнтаризм

понимал прогресс как отрицание объективных законов всемирной истории,

религия – как теологическое представление о божественном творчестве и

конечном состоянии мира. Прогресс – многогранное явление. В качестве

конкретных критериев общественного прогресса выделяют экономический,

социально - политический, идеологический и гуманистический. С их помощью

определяется прогрессивность тех или иных социальных систем. Многие

социологи предлагают искать критерии прогресса в сфере сознания. Понятие

прогресса носит относительный характер. Возможность прогресса

определяется наличием конкретно – исторических условий. Эти условия

могут способствовать ускорению прогресса или же тормозить его, а иногда

и препятствовать ему.

Типы общественного прогресса:

Прогресс в антагонистических условиях (классовые, эксплуататорские

общества) – тип прогресса одинаков для всех обществ и обусловлен

господством частной собственности и эксплуатацией небольшой частью

общества большинства. Происходит развитие одних сторон общественной

структуры за счёт других.

Прогресс в частнособственнических формациях – совершается за счёт

усиления эксплуатации народных масс.

Прогресс в феодальном обществе.

Прогресс в капиталистических условиях – «невидимые нити»

капиталистической зависимости приковывают рабочего к капиталисту.

Прогресс в условиях социализма – ликвидация всякого антагонизма

(исчезновение классовых сил, тормозящих прогресс), народные массы –

ведущая сила общественного прогресса.

32. Общественное сознание является сложным образованием, включающим

в себя разнообразные взаимодействия друг с другом, взаимосвязанные

элементы. В структуре общественного сознания выделяют следующие уровни:

. Обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает

в процессе повседневной практики людей как эмпирическое

отражение внешней стороны действительности. Теоретическое

сознание – отражение её существенных связей и закономерностей,

находит своё выражение в науке и других формах сознания.

. Общественная психология и идеология. Общественная психология –

уровень общественного сознания, формирующийся в процессе

повседневной практической деятельности, характеризующий

психологический облик и выражающий интересы различных социальных

групп. Идеология – сложное духовное образование, включающее в

себя определённую теоретическую основу, вытекающие из неё

программы действий и механизмы распространения идеологических

установок в массах – создаётся идеологами, социальными

мыслителями, политиками.

Существуют следующие формы общественного сознания:

1) Политическая идеология

2) Правосознание

3) Мораль

4) Религия

5) Искусство

6) Наука

7) Философия.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы

духовного освоения действительности. Они различаются по:

. Предмету отражения. Политическое сознание отражает отношения

между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме

власти, религиозное сознание принимает форму зависимости

человека от неземных, сверхъестественных сил.

. Формам отражения. Наука отражает действительность в форме

понятий, гипотез, теорий, искусство – в форме художественных

образов, религия – в форме церковных догматов, мораль – в форме

нравственных чувств и норм, ценностей, идеалов.

. Особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс

познания, в искусстве главным является понимание эстетических

критериев.

. Выполняемым социальным функциям – практические различия. Наука

имеет познавательную и практическую функции, искусство –

познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую

функции.

Все формы по выполняемым ими социальным функциям делятся на 2 вида:

. 1 вид – политическое сознание, право и мораль, которые связаны с

регулированием человеческих отношений -–выступают как формы

духовно – практического освоения социальной действительности.

. 2 вид – наука, искусство, философия, которые представляют собой

формы духовного и духовно – практического освоения

действительности.

. Промежуточное место занимает религия, так как предстаёт и как

форма мировоззрения, и как регулятор общественных отношений.

Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно

проникают друг в друга и влияют друг на друга.

33. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость,

личностный или общественный смысл.

Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и

волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к

ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации

приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного

общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические,

философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные

привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы

формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

В систему ценностей человек могут входить различные ценности:

Смысложизненные (добро и зло);

Универсальные (семья, образование);

Межличностные отношения (честность, бескорыстие);

Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);

Демократические (свобода слова, совести).

Ценностные установки ориентируют человека в окружающей

действительности на :

Осознание ценностной установки образует мотив деятельности

Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е.

выступает в качестве цели.

Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о

ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как

удалось развести понятия бытия и блага.

Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и

явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.

34. Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том,

что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь

природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим

условиям и зависит от них. Характер сложившихся природно – человеческих

отношений традиционно составляет предмет внимания философии, которая

выясняет наиболее общие принципы структуры природы и организации самого

человека, используя при этом возможности онтологического описания и

гносеологического объяснения.

Философия древних греков продвигается в осознании феномена

человеческого мира и природы как целостности. Римская философия

ограничивает возможности человека. Понимание человека как части природы

выдвинуло требования удовлетворения его «земных» потребностей. В эпоху

христианства происходит обожествление природы, в эпоху Возрождения

обожествление природы сменяется поэтическим преклонением перед

человеком. В концепции Монтескье человек рассматривается как часть

природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды.

Кант полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура

могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы. Фихте подчёркивал,

что «природа представляет собой одно целое, части которого связаны между

собой». Человек, по его мнению, есть особое проявление всех сил природы

в их соединении. В 18 веке человек перестал чувствовать себя

органической частью космоса, он оказался как бы один на один с природой,

что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой.

Сегодня мы пока ещё далеки от возможности выносить категоричные

суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с

природой. Природное существо – человек формировался по законам природы,

многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа

существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она

ощущает, познаёт себя. Проблему взаимоотношения человека и природы

следует рассматривать как историческую. Исторически развивающееся

единство человека и природы выражается в итоге в материальном

производстве. Именно в этой сфере следует искать ответ на те трудности,

которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой.

Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы

разумного потребления, не наносящего ей ущерба. В настоящее время

актуальность философских размышлений и исследований в контексте

взаимоотношений человека и природы определяется наличием и обострением

экологической опасности как таковой. Экологические трудности современной

эпохи сами по себе – сугубо важный вопрос и предмет конкретных научно –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.