СКП места, которой соответствует вероятность от 63% до 68%,нужно умножить на коэффициент 1.76 – 1.96, тогда получим 95%-ю фигуру погрешности. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиуса R=2М.
Точность любой обсервации зависит от расстояния до ориентиров и углов между направлением на них. Поскольку это так, мы заранее можем рассчитать точность на опасных участках пути. Этим мы не только будем выполнять требования ИМО, но и появится возможность количественной оценки навигационной безопасности плавания.
Для оценки точности обсерваций по двум дистанциям, измеренным равноточно, разность пеленгов которых DП, используют формулу:
(2.1)
где mД – СКП дистанции, равна 1% от шкалы дальности.
Для оценки точности обсерваций по двум пеленгам ориентиров, расстояния до которых Д1 и Д2, а между ними – Д, применяют формулу:
(2.2)
Где Е » 0.3 – погрешность измерения.
Для оценки точности обсерваций по пеленгу и дистанции, измеренными по РЛС до одного и того же ориентира, служит формула:
(2.3)
где mД = 0,01 от шкалы на которой ведется наблюдение, измерений пеленгов, mП=0.6°. Точность измерения навигационных параметров, характеризуется СКП.
Для сопоставления маршрутного графика точности и сравнения методов обсерваций выберем опасный участок плавания – подходы к порту Окха
Расчеты производим по формулам 2.1, 2.2, 2.3.
Построение и расчет маршрутного графика точности состоит в следующем: на линии планируемого пути выделяют ряд точек, равноудаленных друг от друга, выясняют возможные способы обсервации в этих точках, измеряют расстояния от них до ориентиров и разности их пеленгов. Затем для каждой точки рассчитывают оценки точности обсерваций. На график по оси абсцисс откладывают расстояния вдоль маршрута. Полученные точки для каждого способа обсерваций соединяют плавными линиями – это и есть маршрутный график точности, который может иметь изломы или разрывы.
График изображен на рисунке 2.5.1
Параметры точек представлены в таблице 2.5.1.
Рис. 2.5.1
Таблица 2.5.1 Параметры точек для маршрутного графика обсерваций
№точки
П1,°
П2,°
DП,°
Д1, кбт
Д2, кбт
RПП
RДД
RПД
1
6,5
19
66
7,5
10,0
1,209
0,259
0,213
2
3
18
81
6,7
9,1
0,914
0,216
0,193
359
16,5
95
5,9
8,2
0,703
0,186
0,176
4
353
14,5
104
5,1
7,2
0,504
0,153
0,156
5
34
12,5
110
4,3
6,0
0,335
0,121
0,131
6
334
10
111
3,5
0,22
0,095
0,114
7
316
3,0
4,2
0,143
0,074
0,097
8
296
358
103
2,9
3,3
0,104
0,063
0,079
9
274
345
94
2,4
0,085
0,059
0,064
260
321
78
1,7
0,093
0,053
2.6 Расчет и построение сетки изолиний точностей
Изолинии точностей определения места, это линия постоянных значений 95% погрешностей. Сетка изолиний точностей строится в районе якорной стоянки порта прихода. Изолинии точностей строят для пеленга и дистанции, для двух пеленгов и для двух дистанций.
Для построения сетки изолиний для двух пеленгов используют формулу:
D – расстояние между ориентирами
mП = 0,6
- выбирается из таблицы 2.6.1
Таблица 2.6.1
1,2
1,05
2,5
30,150
0,13
0,35
------
0,61
0,88
1,12
60,120
0,08
0,26
0,36
0,55
0,69
1,1
1,28
1,43
90
0,07
0,24
0,33
0,46
0,6
0,77
1,17
1,36
1,54
D=49.5 кбт
Rmin=9.5 кбт
Результаты занесены в таблицу 2.6.2
Таблица 2.6.2
R
1.24
3.33
-----
5.79
8.36
9.5
10.64
0.76
2.47
3.42
5.23
6.56
10.45
12.16
13.58
0.67
2.28
3.14
4.4
5.7
7.31
11.12
12.92
14.63
Сетка изолиний для пеленга и дистанции представляет собой концентрические окружности. Для построения изолиний точностей для пеленга и дистанции используют формулу:
Где mП = 0,6 ; mД – 1% от шкалы наблюдения. В данном случае используем 2-х мильную шкалу Результаты занесены в таблицу 2.6.3
D, кбт
0,11
0,21
15
0,32
20
0,92
2.7 План обсервации
При разработке проекта перехода необходимо для всех участков пути найти основные и резервные способы обсерваций, выполнить все подготовительные расчеты. С этой целью на генеральные карты перехода наносят в полосе вдоль намеченного пути границы видимости маяков и приметных радиолокационных ориентиров, границ действия радиомаяков и рабочих зон РНС. Измеряют на карте и записывают пеленги открытия и закрытия маяков, радиопеленгов при входе и выходе из района радиомаяков, отсчеты приемоиндикаторов РНС при входе и выходе в их рабочие зоны.
Для этого выполним подготовительные расчеты для каждого выбранного участка. Рассчитываем 95% погрешности R обсерваций всеми возможными способами. Затем, сопоставляя погрешности возможных обсерваций разными способами, выявим наиболее точные из них как основные, а менее точные – как резервные.
Таблица 2.7.1 План обсерваций
Участок От-до
обсервации
основные
D
Резервные
От j = 22° 28.3'N l=69°05.1Е
до j=22° 21.8'N l=68° 26,0’Е
Визуальные
РЛС
2 - 3 кбт
0,2 – 1,0 кбт
95%
РМк
Навстар
1-2 мили
45 – 250 м
От j=22° 21,8'N l=68° 26.0’Е
до j=14° 01,0N l=45° 49,2’Е
Астрономия
3 – 4 мили
От j=14° 01,0N l=45° 49,2’Е
до j=14° 18,0’N l=42° 30,0’Е
1 –2 мили
От j=14° 18,0N l=42° 30,0’Е
до j=21° 21,6’N l=34° 21,6’Е
От j=21° 21,6’N l=34° 21,6’Е до j=31° 31,5’N l=32° 32,5’Е
От j=31° 31,5’N l=32° 32,5’Е
до j=35° 29,8’N l=35° 30,0’Е
От j=35° 29,8’N l=35° 30,0’Е до j=35° 30,8' N l=35° 44,3’Е
2.8 Графический план перехода
Результаты всей предшествующей работы по навигационному проектированию перехода оформляют в виде графического плана перехода.
По координатам поворотных точек на план наносят намеченный путь судна и у каждого участка надписывают путевой угол и плавание по нему. Поперечными засечками намечают на линии пути места восхода и захода Солнца и Луны, надписывая расчётное судовое время явления. На крупномасштабном плане опасного участка дополнительно отмечают истинные пеленги ожидаемого открытия и закрытия маяков. На плане для каждого участка перехода надписывают основные и резервные способы намеченных обсерваций с указанием ориентиров.
На крупномасштабном плане опасного участка отмечают красным все навигационные опасности.
При возможности на план перехода наносят ожидаемую гидрометеорологическую обстановку и все другие сведения которые влияют или могут повлиять на безопасность плавания.
Заключение
В данном курсовом проекте перехода Окха – Латакия был проработан ряд вопросов. Основной задачей курсового проекта является обеспечение навигационной безопасности на протяжении всего перехода.
Были рассмотрены такие вопросы как подбор карт и книг, хранение и корректура, выбор трансокеанского пути.
Был проработан ряд вопросов, также касающихся проектирования перехода: подъем карт, предварительная прокладка.
Также мы произвели расчет точности определения места судна с использованием маршрутного графика точности.
В целом выполненная нами проработка заданного перехода обеспечивает необходимую безопасность мореплавания с навигационной точки зрения.
Список использованной литературы
1. Книжка регистрации подготовки кандидата на получение квалификации вахтенного помощника капитана (Training Record Book) - Одесса: ЦПАП, 1999.- 106 с.
2. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ - 98) - Одесса: ЮжНИИМФ, 1998.-111 с.
3. Ермолаев Г.Г.Морская лоция.- 4-е изд.- М-.Транспорт, 1982. -392 с.
4. Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин и др.- Одесса.: Маяк, 1990.-168с.
5. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И., Логиновский В.А.,Песков Ю.А. Навигация.- 3-е изд. - СПБ.: Лань, 1997.- 512 с.
6. Океанские пути мира / ММФ СССР.- Л.: ГУНиО МО, 1958.-204 с.
7. Сборник резолюций ИМО по вопросам судовождения. М.: В/О "Мортехинформация". 1989.- 68 с.
8. Кондрашихин В.Т. Определение места судна. -- 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989.- 230 с.
9. Лудченко Е.Ф. и др. Справочник судоводителя по электронавигационным приборам.- Одесса.: Маяк, 1983.-143 с.
10. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами.- 2-е изд. М.: Транспорт, 1986.-160 с. (Б-чка судоводителя).
11. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия.- 3-е изд.- М.: Траспорт, 1986.-255 с.
12. Bridge Procedure Guide/ - London, International Chamber of Shipping. 3-d Edition, 1998.-92 pgs.
13. Алексишин В.Г., Козырь Л.А. Методика выполнения курсовой работы по навигации "Навигационное планирование перехода". Одесса.: Латстар, 2001.- 72 с.
14. Практическое кораблевождение. Книга первая. - Л. ГУНиО МО СССР / Под ред. АЛ. Михайловского, 1988.- 896 с.
15. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация.-2-е изд.-М.: Транспорт, 1986.- 360 с.
16. Резолюция ИМО А.893 (21) 1999 "Руководство по планированию рейса".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17